Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

какое парадоксальное предположение, не

принимая во внимание того, полагает ли его кто-нибудь единым или разделяет

на две части. Итак, ты говоришь, что душа порождает силу, способную

представить себе будущее при помощи подобающих движений, или же что она

кладет в основу нечто принадлежащее материи, при помощи внутренних сил

подчиняющее себе демонов, причем в особенности это свойственно душе,

принадлежащей животным. Я полагаю, что эти предположения представляют нечто

совершенно противозаконное по отношению ко всей теологии и к теургической

деятельности. Ведь одно из них проявляет свою несообразность в том, что

демоны оказываются рожденными и тленными, а другое еще страшнее --что они

изменяются под воздействием низшего, чем они сами, хотя они и являются

предшествующими ему. Ведь, конечно, демоны существуют прежде души и телесных

сил. К тому же, каким образом действия отдельной души, заключенной в теле,

могут становиться сущностью и пребывать обособленно, вне души, сами по себе?

Далее, каким образом телесные силы могут отделяться от тел, хотя и обладают

бытием в телах? Кто же, в самом деле, их освобождает от телесного состояния

и вновь соединяет телесное обособление в единую совместную связь? Ведь в

этом случае подобный демон будет полагать начало собственному подчинению.

Это рассуждение связано и с общими недоразумениями. Ведь как же, в самом

деле,

      (стр.133)

      мантика может происходить от не имеющего отношения к мантике, а душа

--рождаться от не имеющих души тел? Или же, говоря в общем, каким образом

может более совершенное изменяться под воздействием менее совершенного? Да и

способ такого изменения кажется мне невозможным; ведь предположить, что при

посредстве движений души и телесных сил изменяется сущность, невозможно. Ибо

сущность не может подвергаться воздействию того, что не имеет сущности

101.

      Каким же тогда образом душа становится способной представить себе

будущее? От чего она почерпнула пророческую силу? Ведь мы видим, конечно,

что это не есть что-то рассеивающееся в становлении, поскольку подобное

никогда не соучаствует в большем, нежели то, что дается ему изначально от

его собственного прародителя. Пожалуй, подобное утверждение восприемлет

некий совершенно излишний придаток от несуществующего; разве что кто-нибудь,

пожалуй, скажет, что демоны вторгаются в материю живых существ, когда она

побуждает их двигаться в согласии с собой. Следовательно, в соответствии с

этим мнением, демоны не порождаются телесными силами, а, существуя прежде

них и полагая им начало, одновременно движутся одинаково с ними. Однако если

уж на самом деле они таким образом в наибольшей степени пребывают в согласии

с теми, то я не вижу, каким способом они узнают какую-то истину о будущем.

Ведь предвидение и открытие будущего связаны с действием не согласно

чувствующей, не материальной и не заключенной в каком-то месте и теле силы,

а, напротив, свободной от всего этого. Пусть же подвергнется таким

исправлениям это самое мнение.

      23. Последующие вопросы связаны с намерением непосредственно высказать

недоумение относительно пророческого

      (стр.134)

      метода, но, будучи развиты далее, они пытаются его совершенно

опровергнуть. Итак, давайте и мы продемонстрируем смысл того и другого.

Давайте же начнем с опровержения первого. Ведь во сне, ничего не делая, мы

иногда постигаем будущее, а действуя--зачастую не постигаем. Это происходит

не потому, что причина мантики существует как благодаря нам, так и чему-то

внешнему. Ведь применительно к чему определены наше предшествующее и внешнее

последующее, которые в некоем порядке соединяются между собой, по отношению

к тому определенным образом и совершаются действия и вслед за предшествующим

движется тесно соединенное с ним. Всякий же раз, когда причина свободна и

изначально существует сама по себе, цель ее действия для нас не определена и

все принадлежит внешним обстоятельствам. Итак, и в данном случае то, что

истина в сновидениях не во всем совпадает с нашими действиями и часто

блистает сама по себе, показывает, что пророчество является чем-то внешним,

исходящим от богов, и что оно имеет полную свободу всякий раз, когда

пожелает и как захочет, благосклонно обнаруживать