Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

ему при посредстве всех приводимых в действие

сил. Итак, точно так же и всему существующему вокруг нас не следует

соприкасаться с предшествующими ему божественными причинами лишь в некоторой

своей части, как и не вполне сводиться к своим создателям.

      23. Далее, многообразный обряд божественного почитания при

священнодействиях одно сущее в нас или вокруг нас очищает, другое

совершенствует, третье приводит к соразмерности и порядку, четвертое

освобождает от принадлежащей смертному роду ошибочности иным способом и

делает все приятное для всех превосходящих нас. Тем самым, когда

божественные и подобные им человеческие причины соединяются в одном и том

же, правильное выполнение жертвоприношения предоставляет всяческие

совершенные и великие блага.

      Видимо, для достоверного понимания этих самых вопросов неплохо

прибавить еще вот что. Изобилие силы высших существ всегда по природе

превосходит все еще и в том, что одинаково и на равных основаниях

беспрепятственно присутствует в нем. Стало быть, в соответствии с таким

представлением первейшее блистает даже для самого последнего и

нематериальное невещественно присутствует в материальном. Пусть не

удивляется кто-то, если мы скажем, что даже какая-то материя является чистой

и божественной. Ведь и она произошла от отца и демиурга

      (стр.185)

      всего и обладает своим совершенством, будучи удобным вместилищем для

богов. Вместе с тем ничто не отнимает у лучшего и способности освещать

стоящее ниже его и тем самым ничто не отлучает материю от участия в лучшем,

так что вся та материя, которая совершенна, чиста и имеет благой

облик128, не окажется неподходящей для того, чтобы служить

вместилищем для богов. Ведь поскольку ничему на земле никак невозможно было

бы оказаться беспричастным божественной общности, то и земля сама восприняла

от последней некую божественную частицу, достаточную для того, чтобы дать

место богам.

      Итак, теургическое искусство, приняв это во внимание и именно таким

образом обыкновенно отыскивая подобающее каждому богу на основании общности

с ним вместилище, часто соединяет камни, травы, животных, благовония и

другие подходящие священные, совершенные и божественные предметы и затем

готовит из всего этого вполне совершенное и чистое вместилище для богов.

      Ведь в самом деле, следует досадовать не на всякую материю, но только

на ту, которая чужда богам, родственную же им нужно выбирать, поскольку она

может подойти для строительства храмов и для установки статуй, точно так же

как и для связанных с жертвоприношениями священнодействий. Ведь в противном

случае для местностей на Земле или для живущих на ней людей не возникло бы

причастности к восприятию лучших, если бы ей не предшествовало некое

подобное первичное основание. Необходимо доверять неизреченным словам о том,

что даже при посредстве блаженных зрелищ от богов передается некая материя.

Конечно, она сама родственна тем, кто ее дарует. Следовательно, разве

принесение в жертву подобной материи не побуждает богов к появлению, не

призывает их к непосредственному

      (стр.186)

      соединению с ней, не заключает их в себе, когда они оказываются рядом,

и не показывает совершенно?

      24. То же самое можно было бы заметить также и на основании

распределения по отдельным местностям, а также особого управления отдельными

существующими предметами, которое разделяет между собой подобные большие или

меньшие наделы в соответствии с различиями в чине. Ведь, конечно, ясно, что

повелевающим некими местностями богам более всего подобает приносить в

жертву то, что от них рождается, а управляющим --то, что ими управляется.

Ведь совершающим что-то всегда в наибольшей степени угодны результаты своих

собственных дел, а тем, кто приносит в жертву нечто в первую очередь, это

самое прежде всего и дорого. Итак, или какие-то животные, или растения, или

иные земные предметы управляются лучшими родами и одновременно причастны их

управлению и предоставляют нам нерасторжимую общность с теми. Стало быть,

кое-какие подобные предметы, а именно все те, которые благодаря своей

чистоте сохраняют возможность