Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

истиной, не должно

укрыться от тебя. Ведь все подобные представления перепутаны и относятся

вместо демонов к душам (ведь именно они являются соучастниками ума), а

вместо богов нисходят к действитель-

      (стр.68)

      ному, нематериальному уму, который на самом деле боги всецело

превосходят48. Так что же за нужда выделять те особенности,

которые вовсе не свойственны богам и демонам? Итак, то, что касается

разделения (ведь иначе это не относится к делу), пусть будет запомнено таким

образом. То же, в отношении чего ты недоумеваешь при этом разделении, пусть

получит надлежащее рассмотрение, поскольку находится в связи с жреческим

служением.

      Ведь ты, сказав, что чистые умы еще более не склоняемы и не смешиваемы

с чувственным, сомневаешься относительно того, стоит ли им молиться. Я же,

со своей стороны, полагаю, что не следует молиться никому другому. Ведь в

этом случае в молитвах в нас явственно пробуждается божественное, разумное и

единое, или, если хочешь называть его так, умопостигаемое в нас.

Пробудившись же, оно немедленно устремляется к подобному и соединяется с

самосовершенством. Если же тебе кажется не внушающим доверия то, что

бестелесное слышит голос, поскольку тем самым оно оказывается нуждающимся в

чувственном восприятии при помощи ушей, чтобы услышать то, что произносится

нами в обращенных к нему молитвах, то, значит, ты по собственной воле

забываешь об изобилии первых причин в знании и об их охвате в себе всего

того, что подвластно им. Ведь они, конечно, вмещают в себя все вместе. Стало

быть, боги восприемлют в себя молитвы вовсе не при посредстве неких сил и не

при помощи органов, но содержат действительности благих слов в самих себе, и

в особенности всех тех из них, которые, случается, возносятся в честь богов

и соединены с ними при помощи священного богослужения. Ведь тогда само

божественное безыскусственно соприкасается с самим собой, а не участвует в

заключенных в молитвах мыслях как иное в ином 49.

      (стр.69)

      Но мольбы, как ты говоришь, не подходят для того, чтобы обращаться к

чистоте ума. Конечно, это не так; ведь по той самой причине, по которой мы

стоим ниже богов по силе, чистоте и во всех других отношениях, наиболее

подходящее--это прежде всего умолять их. Ибо ощущение собственного

ничтожества, возникающее, когда кто-нибудь сравнивает нас с богами, по самой

природе заставляет нас обращаться к мольбам. Ведь от просьбы мы постепенно

возвышаемся до умоляемого, благодаря тесному общению приобретаем сходство с

ним и вместо несовершенства незаметно получаем божественное совершенство.

      Если бы кто-нибудь понял, что жреческие моления ниспосланы людям от

самих богов, что они являются знамениями самих богов и только богам понятны

и что некоторым образом они и сами обладают той же силой, что и боги, то

каким образом он мог бы, по справедливости, предполагать, что эта самая

мольба ощущаема, а не божественна и не умна? И какая же страсть могла бы

естественным образом присоединиться к ней, когда даже идеальный человеческий

нрав не может для нее легко очиститься?

      Но подношения, говоришь ты, приносятся им, словно ощущающим и душевным.

Да, если они исполняются только телесными и составными силами или становятся

как бы предлагаемыми для пустого служения орудиями. Но поскольку подносимое

причастно неким бестелесным образам, смыслам и более простым мерам, то его

своеобразие рассматривается только так, и если присутствует близкое или

дальнее родство или сходство, то даже его достаточно для того

соприкосновения, о котором мы сейчас говорим 50. Ведь не

существует ничего, постепенно уподобившегося богам, в чем боги

непосредственно не присутствуют и с чем

      (стр.70)

      не соприкасаются. Следовательно, возможное для этого соединение

происходит не как с ощущаемыми или душевными, но на основе самих

божественных образов и с самими богами. Таким образом, мы выдвинули

достаточно возражений и против этого разделения.

      16. В твоих записях к нему примыкает то разделение, которое

разграничивает богов и демонов на основании причастности телу и

бестелесности, является