Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

в первом смысле; нам, со своей

      (стр.39)

      стороны, хотелось бы, пусть и не столь решительно, но ответить во

втором. Ведь, на наш взгляд, ключом к проблеме являются отнюдь не имеющиеся

в нашем распоряжении сведения по египетской религии времен Древнего,

Среднего и Нового царств; скорее нам следует иметь в виду сочинения,

подписанные именем Гермеса Трисмегиста, значительная часть которых дошла до

нас либо полностью, либо в выдержках, сделанных, например, столь серьезным

авторитетом, как Стобей, и именно от признания или непризнания аутентичности

данных текстов и зависит вывод о египетском или неегипетском характере

учений, называемых таковыми Ямвлихом. Ведь слишком многое свидетельствует о

широком использовании последним герметических текстов: и сходство в

осмыслении египетских божественных имен, и представление об опирающейся на

единого бога божественной иерархии, и учение о всецелой жизни человеческой

души и ее множественности, и многое другое, дальнейшее перечисление чего

представляется попросту лишенным смысла. Итак, если мы признаем

'египетскими' сочинения Гермеса Трисмегиста, то таковой же необходимо

признать и книгу Ямвлиха, в противном же случае вывод нужно сделать

совершенно иной. А, по всей вероятности, можно скорее согласиться с первым

утверждением, сделав лишь одно небольшое уточнение: речь идет уже не о

классическом, замкнутом в себе и самобытном Египте глубокой древности, но о

Египте времен Римской империи, прошедшем правление Птолемеев и перешедшем на

греческий язык, где, как в величайшем горниле, сплавлялись в ту пору самые

разные религии,-- не о Египте Аммона, но о Египте Сераписа.

      Л. Ю. Лукомский

      (стр.40)

ЯМВЛИХ

О ЕГИПЕТСКИХ МИСТЕРИЯХ

I

      Ответ учителя Абаммона

      на письмо Порфирия

      к Анебону и разрешение

      содержащихся в нем

      сомнений

      1. Бог Гермес1, повелитель

      1. Бог Гермес1, повелитель слов, с древности справедливо

почитается всеми жрецами за общего. Он единственный стоит также во главе

истинного знания о богах, один и тот же повсюду. Наши предки приписывали ему

открытия собственной мудрости, подписывая именем Гермеса все свои сочинения

2. И если бы мы смогли воспринять от этого бога причитающуюся

нами возможную для нас самих частицу, то, значит, и ты хорошо поступаешь,

предлагая некоторые вопросы относительно теологии на решение жрецам как с

радостью их принимающим, и я, не без основания сочтя письмо, посланное моему

ученику Анебону, написанным мне самому, дам тебе истинные ответы на то, о

чем ты спрашиваешь. Ибо не подобает, чтобы Пифагор, Платон, Демокрит, Евдокс

3 и многие другие древние эллины получили надлежащее поучение от

тогдашних толкователей священных

      (стр.43)

      текстов, а ты, живя в наше время и придерживаясь одинакового с ними

мнения, не получил бы наставления от ныне живущих и называющихся всеобщими

наставниками 4. Вот каким образом я подхожу к настоящему

рассмотрению, а ты, если хочешь, считай, что тебе отвечает именно тот, кому

ты послал письмо. Если же тебе это покажется необходимым, то полагай, что с

тобой письменно веду беседу я или другой какой-нибудь египетский пророк, ибо

это безразлично. А еще лучше, я думаю, не обращай внимания на то, хорош ли

говорящий или плох, но, ревностно побуждая рассудок, продумывай в отношении

высказываемого, произносится ли истина или ложь.

      Давай сперва разберем, сколько существует родов ныне подлежащих

рассмотрению проблем и каковы они. Давай - расскажем, откуда взялись спорные

вопросы божественных учений, и составим себе обзор того, при помощи каких

наук они исследуются.

      Итак, одни вопросы направлены на некое разделение дурным образом

смешанного, другие относятся к причине, по которой существует и мыслится

именно таким образом отдельное, третьи же обращают познание к тому и

другому, будучи предложены как некое противоречие. Некоторые требуют от нас

и полного посвящения в мистерии. Поскольку они являются таковыми, они

возникли по многим причинам и относятся ко многим наукам.

      Ибо одни вопросы привлекают