Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

обращающееся к несущему, далее всего отстоящему от божественной

причины, не постигает их истинных образов. Но поскольку этого сказать

      (стр.98)

      недостаточно, я присоединю недостающее. Так как подобное доказательство

производится обычно скорее философски и логически, а не на основании

действительного жреческого искусства, я думаю, следует сказать об этом нечто

более теургическое.

      Ибо пусть будут незнание и заблуждение неправильностью и нечестием;

право, по этой причине не делаются ложными ни подобающие богам подношения,

ни божественные дела -- ведь не мысль связывает теургов с богами: в таком

случае что препятствовало бы людям, занимающимся теоретической философией,

вступать в теургическое единение с богами? На самом же деле это не так.

Теургическое единение дают свершение неизреченных и богоугодно

осуществляющихся превыше всякого мышления дел и сила мыслимых только богами

невыразимых символов. Именно потому мы и не свершаем эти дела при помощи

мышления. Ведь тогда их осуществление будет чисто умным и зависящим от нас,

а ни то ни другое не является истинным72. Ибо, даже когда мы не

мыслим, условные знаки сами по себе делают свое дело, и неизреченная сила

богов, к которым восходят эти знаки, узнает свои изображения сама по себе,

но не потому, что побуждается нашим мышлением. Ведь по природе не положено,

чтобы объемлющее приводилось в движение объемлемым, или совершенное

несовершенным, или целое частями. Именно потому в первую очередь не нашими

мыслями божественные причины приглашаются к действию; напротив, нужно

полагать эти мысли, все лучшие состояния души и нашу чистоту прежде всего

некими сопутствующими причинами, а по праву пробуждающими божественное

воление являются сами божественные условные знаки. Таким образом,

божественное приходит в движение благодаря себе

      (стр.99)

      самому, не воспринимая от менее совершенного никакого начала для своей

деятельности.

      Я привел эти рассуждения для того, чтобы ты не полагал, будто вся

власть над теургическим действием исходит от нас, и чтобы не подразумевал,

будто в истинных наших мыслях выполняется правильно истинное их дело, а в

заблуждении-- совершенно ложное. Ибо неверно то, что если мы познали

особенности, сопутствующие каждому роду, то, значит, и постигли их истину в

действительности. Однако деятельное единение возникает и не без познания,

хотя и не обладает тождеством с ним. Таким образом, божественная чистота

появляется не через правильное знание, как и телесная--не через здоровье, но

скорее она сама сверхъедина и чиста превыше познания. Однако, за исключением

его, и ничто иное в нас, то есть человеческие качества, никак не

способствует свершению божественных дел

      Прими вот еще что, высказанное как побочное, но как раз соответствующее

всему твоему представлению о теургическом искусстве. На той же самой

возможности, что и предшествующее суждение, основываются и те рассуждения, в

которых ты признаешь знание о богах священным и полезным и называешь то, что

связано с незнанием почитаемого и прекрасного, тьмой, а то, что принадлежит

знанию,-- светом. Ты полагаешь, что первое из-за невежества и дерзости

исполняет людей всяческим злом, а второе считаешь причиной всяческих благ.

Но ведь все это относится к тому же самому роду проблем, что и сказанное

прежде, и получило достаточное освещение вместе с ним. Итак, это стоит

пропустить, и перейти к вопросам, касающимся мантики 74, и

сообразно ответить на них.

      (стр.100)

III

      1. Итак, сперва ты просишь ясно изложить тебе, чем является возникающее

в ходе предвидения будущего. Так вот, непосредственно узнать то, к чему ты

стремишься, невозможно. В самом деле, ведь в соответствии со смыслом вопроса

ты полагаешь, будто относящееся к предвидению--это нечто подобное тому, что

возникает, и будто оно есть то, что существует благодаря заложенному в

природе. Однако это не одно из возникающего и не то, что создает некое

природное изменение, и его не изобрела некая хитрость в качестве полезного

для применения в жизни изобретения, и вообще это действие не человеческое, а

божественное и сверхъестественное, посылаемое сверху, с неба,