Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

и высшей сущности.

      Если мы в самом деле сказали это правильно, то пророческая сила богов

не содержится обособленно ни в каком месте, ни в каком отдельном

человеческом теле и ни в какой душе, пребывающей в одном виде отдельного,--

напротив, будучи обособленной, нерасторжимой и повсюду целой, она

присутствует в том, что в состоянии быть ей сопричастным, освещает и

наполняет все извне и простирается через все стихии, объемлет и землю, и

воздух, и огонь, и воду и не оставляет лишенным себя ни одно

      (стр.118)

      живое существо и ничто, подчиненное природе; и большому и малому она

предоставляет от себя некую частицу предвидения. Итак, сама она, прежде

всего полагая начало собственно обособленному от нее, в состоянии наполнить

все в той мере, в какой каждое может быть ей сопричастно.

      13. Далее, давай взглянем здесь на иной, личный, а не общественный вид

прорицания, о котором ты говоришь вот что: 'Некоторые, встав на изображения,

как бы исполняются проницательности' 92. Впрочем, охватить его

одним рассуждением нелегко, поскольку люди пользуются им неправильно. Однако

обыкновенный его вид, который имеется в обиходе у большинства людей и связан

с ложью и нестерпимым обманом, вообще не имеет никакого отношения к

присутствию какого бы то ни было бога, а вызывает некое движение души,

оставляющее богов в стороне, и получает некий их смутный и призрачный образ,

который из-за недостатка силы имеет обыкновение иногда искажаться дурными

демоническими духами. Напротив, тот образ, который действительно относится к

богам, не только в остальном не смешан, чист и неизменно истинен, но и

недоступен противостоящим 93 духам и не встречает в их лице

препятствия. Ведь, после того как Солнце осветило все, тьме по природе не

положено выдерживать натиск сияния -- напротив, она мгновенно становится

полностью невидимой, совершенно уходит прочь и отстраняется; и точно так же,

когда всецело блистает исполненная всех благ сила богов, не остается места

для исходящего от дурных духов искажения, оно не может нигде проявиться и

отсутствует, подобно тому как ничто, или принадлежащее к несущему, никак не

может прийти в движение в то время, как присутствует лучшее, или же не в

состоянии беспокоить его всякий раз, когда оно блистает.

      (стр.119)

      Итак, для определения того, что же порождает такое различие одного и

другого, я не буду использовать каких-либо иных признаков, кроме тех,

которые были названы тобой. Ведь всякий раз, когда ты говоришь: 'Встав на

изображение', это, похоже, не означает ничего иного, помимо причины всех

связанных с этим зол. Ибо есть кое-кто, кто пренебрег способной достигать

цели практикой и в качестве совершающего заклинания и в качестве зрителя не

принял во внимание ни порядок религиозного обряда, ни наиблагочестивейшее

претерпевание трудов в течение длительного времени, отверг божественные

законы, строгий порядок и остальные священнодействия и полагает, будто

достаточно лишь постоять на изображении, причем совершив это однократно, и

считает, будто в него входит некий дух. На самом же деле, что благодаря

этому могло бы произойти хорошего или совершенного? А разве возможно, чтобы

вечная и истинно божественная сущность в священных обрядах соприкасалась с

сиюминутными предметами? Итак, вот почему подобные опрометчивые мужи во всем

обманываются, и не стоит причислять их к пророчествующим.

      14. Относительно другого рода мантики ты говоришь вот что: 'Иные,

сознавая самих себя в остальном, в том, что касается способности

воображения, пророчествуют по вдохновению свыше, взяв себе в помощники:

одни--темноту, другие--проглатывание чего-то, третьи--заговоры и снадобья;

одни воспринимают видения на поверхности воды, другие--на стене, третьи--на

открытом воздухе, четвертые -- на Солнце или на каком-то ином небесном

теле'. На самом деле все то, о чем ты говоришь, будучи многообразным родом

прорицания, связано с действием одной и той же силы, которую можно было бы

      (стр.120)

      назвать привлечением света. Она каким-то образом освещает окружающее

душу воздушное, сияющее вместилище божественным светом, именно благодаря

которому божественные видения,