Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

почитания, то они вовсе не получат ни нематериальных, ни

материальных благ: ведь первые они не в состоянии воспринять, а

способствующее другим они не будут подносить. Вместе с тем каждый выказывает

свою заботу о жертвоприношении, насколько она возможна, а не насколько

невозможна. Следовательно, не нужно, чтобы она стремилась превысить

свойственную почитающему богов меру.

      То же самое рассуждение имеется у меня и относительно связи, которая

образуется как подобает между осуществляющими богопочитание людьми и

почитаемыми ими силами. Ведь я полагаю, что и она определяет подходящий для

себя способ богослужения: свободный от материи -- та, которая создается

нематериально и создает соприкосновение с чистыми бестелесными силами в

самом чисто бестелесном, и телесный --телесная, имеющая отношение к телам и

смешивающаяся с управляющими телами сущностями.

      16. Однако, помимо этого, мы не должны счесть недостойным также

упоминание того, что часто ради необходимой для тела выгоды мы совершаем

некоторые действия, связанные с наблюдающими за телом богами и благими

демонами, например очищая его от древних проклятий или освобождая от

болезней, наполняя здоровьем или устраняя из него тяжелое и медлительное, а

легкое и деятельное в него привнося, или же предоставляя ему какое-то

всеобщее благо. Так вот, в этом случае, конечно, мы не управляем телом

разумно и бестелесно; ведь телу по природе несвойственно быть причастным

таким предметам. Будучи сопричастно тому, что родственно ему самому, тело

обеспечивается попечением и очищается при помощи тел. Стало быть, священный

обычай жертвоприношений в отношении

      (стр.178)

      описанной пользы по необходимости будет телесным, устраняя избыточное в

нас, восполняя все то, чего нам недостает и приводя к соразмерности и

порядку все то, что нарушено. И в самом деле, мы, нуждаясь в том, чтобы

многие необходимые для человеческой жизни предметы оказались у нас благодаря

лучшим родам, используем для этого священнодействия. Конечно, то, что мы

приобретаем ради тел, предоставляет телу заботу или имеет о нем попечение.

      17. Стало быть, что же произойдет с нами благодаря совершенно

обособленным от всяческого человеческого становления богам в отношении

бесплодия, беспокойства, обогащения или какого-то другого жизненного

действия? Конечно, ничего. Ведь тем, кто свободен от всего, невозможно иметь

отношение к подобным дарам. Однако если кто-нибудь сказал бы, что совершенно

нематериальные боги превосходят даже таких богов и, превосходя их, в

качестве единой первичной причины соединяют в себе и такие дары, то тем

самым он завел бы речь скорее происходящий от них избыток божественного

дарования. Что же касается того, будто они сами совершают подобные действия,

вникая в детали человеческой жизни, то с этим ни в коем случае не следует

соглашаться. Ведь такое покровительство здешнему является частным делом,

совершается с неким собственным принижением, не полностью свободно от тел и

не может воспринять чистое и несмешанное господство. Поэтому для совершения

подобных дел подходит способ священнодействия, связанный с телами и

соседствующий со становлением, но ни в коем случае не тот, который полностью

нематериален и бестелесен. Ведь последний-- чистый--всецело выше этого и не

подходит к данному случаю, а первый, пользующийся телами и телесными силами,

является более подходящим, способным

      (стр.179)

      принести некие благие последствия для жизни, а также предотвратить

предстоящие неудачи, предоставляя соразмерность и взаимное слияние смертному

роду.

      18. Однако в соответствии с другим разделением вся масса людей

подчинена природе, управляется природными силами, обращает свои взоры вниз,

на природные дела, исполняет установления рока, воспринимает порядок

совершающегося в согласии с роком и всегда практически рассуждает только о

природных предметах. Лишь немногие, опираясь на некую сверхъестественную

силу ума, отпадают от природы и обращаются к обособленному и несмешанному

уму, и это все те, кто в то же самое время оказывается стоящим выше

природных сил. Некоторые же люди занимают среднее положение и находятся

посередине