Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

полноты и переизбытка. Необходимо

отвергнуть представление об эманации како некоем самопроизвольном или

вынужденном действии; напротив, Единое, будучи полно независтливой благости,

с одной стороны, и не встречая ни в чем преграды в силу

      _____________________________

      *Платон. Федр246Ь и далее

      ** Платон. Тимей,.34с* См.:

      (стр.27)

      своей единственности -- с другой, созидает все, т. е. эманирует, по

своей свободной воле; последнюю же, разумеется, в свою очередь, необходимо

понимать в апофатическом смысле.

      Итак, Единое эманирует в душу; душа же, соприкоснувшись с телесным

миром, превращается в душу мировую и отдельные души, причем первая следит за

порядком целого космоса, а вторые управляют конкретными телами, даруя им

жизнь и смысл. К числу сил и способностей души относится, помимо прочего, и

мышление, предстающее в двух обликах: в виде низшей ступени -- рассуждения

( ), во власти которого --делать простые логические выводы и

оперировать очевидным, и в виде высшей -- умозрения, или собственно мышления

( ), которое делает выводы о неочевидном и благодаря которому у нас и

появляется новое знание. Способность мыслить тесно связана с применением

ума, и последний может представать в двух ипостасях: как ум отдельный и как

ум сам по себе. Ум отдельный 'приводится в движение предметом мысли' *. Ум

же сам по себе, или мысль, взятая в ее чистоте, вне направленности на иное,

вероятно, является, как и душа, продуктом эманации Единого; может быть, не

следует выводить душу из ума, как часто делают, анализируя Плотинову триаду

'Единое--ум--душа',-- ведь качества души не сводятся к качествам ума и не

вытекают полностью из них, хотя душа, разумеется, и уступает ему в

самодостаточности и чистоте. Действие ума в отношении души двояко: с одной

стороны, он открывает ей пути в божественный ноуменальный мир, а с

другой--ограничивает ее порывы: как отмечал Плотин, чистый ум достоин

всяческих

      ____________________

      * Аристотель. Метафизика, 1072а,30.

      (стр.28)

      похвал и достославен, но безнадежно скучен, и самое совершенное

творение человеческого ума --прекрасная статуя --всегда уступает живому

человеку в силу непреходящего очарования жизни, озаряющего его.

      Неоплатонические представления об уме во многом перекликаются с

суждениями Аристотеля о неподвижном перводвигателе. Стагирит пишет *: 'Ибо

первый вид изменений -- это перемещение, а первый вид перемещения --

круговое движение. Круговое же движение вызывается движущим. Следовательно,

движущее есть необходимо сущее, и, поскольку оно необходимо сущее, оно

существует надлежащим образом, и в этом смысле оно начало... Так вот, от

такого начала зависят небеса и природа. И жизнь его--самая лучшая... А

мышление, каково оно само по себе, обращено на само по себе лучшее, и высшее

мышление -- на высшее. А ум через сопричастность предмету мысли мыслит сам

себя: он становится предметом мысли, соприкасаясь с ним и мысля его, так что

ум и предмет его--одно и то же. Ибо то, что способно принимать в себя

предмет мысли и сущность, есть ум; а деятелен он, когда обладает предметом

мысли; так что божественное в нем--это, надо полагать, скорее само

обладание, нежели способность к нему, и умозрение--самое приятное и самое

лучшее'. Итак, для Аристотеля ум --это первый двигатель, бог, приводящий в

движение все. Неоплатонизм вслед за ним говорит: ум--это вечно одинаково и в

равной мере пребывающее, это истинно и тождественно сущее; ум и божественное

мыслит себя, мыслится собой и мыслит иное, тем самым творчески созидая иное.

Ум является единым -- в том смысле, что действие его

      _______________________

      * Аристотель. Метафизика, 1072а и далее.

      (стр.29)

      одно и то же во всех случаях, и в то же время он оказывается

многим--коль скоро он и мыслит, и мыслится. Стало быть, ум --это единое

многое или же многое единое.

      Заметим еще одно в отношении ума. В новоевропейской традиции то, что в

античности обозначалось этим термином, получило название 'дух'; абсолютный

же дух