Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

предмету, который с ними связан и проявлениями которого

выступают эти признаки. Прочное же знание божественного промысла указывает

путь для будущих событий, так же как и его незыблемое подтверждение на

основании причин, и его связующий все со всем нерасторжимый охват, и его

остающееся неизменным различение всего как наличного и определенного.

      27. В самом деле, не следует утверждать, будто и природа, и искусство,

и взаимное тяготение связаны с предуведомлениями частей во всем, словно в

едином живом существе, о чем-то друг в отношении друга и что тела

предрасположены к тому, чтобы на основании одних существовало знамение

применительно к другим. Ведь даже они, совершенно отчетливо видимые,

присвоили себе -- одни в большей, другие в меньшей степени--некий отголосок

божественной мантики, ибо никакое из них не может быть совершенно ее

лишенным. Напротив, точно так же, как во все предметы привнесено связанное с

богом представление о благе, в них проявляется и некий неясный

      (стр.140)

      или даже вполне отчетливый образ божественной мантики. Однако

собственно-божественный вид мантики не является ничем из этого, и не следует

характеризовать единый, божественный и несмешанный ее вид на основании

большей части исходящих от нее в становление видений. И если какие-то

другие, ложные и обманчивые, образы находятся еще дальше от него, чем те, то

не стоит их привлекать для его обсуждения. Напротив, необходимо выяснить для

себя в отношении его единый смысл и единый порядок в согласии с единым

божественным видом и с единой умопостигаемой и неизменной истиной, наряду с

этим пренебрегая постоянно выходящей за свои границы изменчивостью как

ненадежной и не подобающей богам.

      Если истинное мантическое божественное действие в самом деле таково, то

кто не устыдился бы выставить лишенную мышления и не созидающую возникающего

природу в качестве некоей предпосылки мантической силы в нас, вкладывающей

эту способность в одних в большей, а в других -- в меньшей степени? Ведь в

тех случаях, когда люди восприняли основания для собственного совершенства

из природы, тогда главенствуют некие природные способности. В тех же

случаях, когда не наличествует никакого человеческого действия, тогда и

результат не принадлежит нам. И если целью является некое божественное

благо, превосходящее нашу природу, то не может быть, чтобы когда-либо в

подобных случаях в качестве предпосылки выступала некая природная

предрасположенность: ведь недостатки принадлежат тому же самому, что и

достоинства. Людям же свойственны оба эти состояния. А если говорить о том,

что существует не как присущее людям, то у этого, конечно, не будет

природных предпосылок. Следовательно, в нас нет от природы никакого зародыша

      (стр.141)

      божественной мантики, но если бы кто-нибудь называл мантикой нечто

более обыденное и человеческое, то пусть у этого человеческого будет некая

природная предпосылка. Что же касается той мантики, которую можно было бы

назвать истинной, соответствующей богам, то не следует полагать, будто она

заложена от природы. Ведь последней в числе прочего сопутствует большая или

меньшая неопределенность 1<м, и потому она отлична от

пребывающей в пределах неизменного божественной мантики.

      Именно поэтому следует решительно возражать в тех случаях, когда

кто-нибудь говорит, что мантика существует благодаря нам самим. И ты

приводишь проявляющиеся в действиях доказательства этого. Ведь то, что те,

на кого нисходит вдохновение, указывают камни и травы, и налагают некие

священные оковы и освобождают от них, и отпирают запертое на ключ, и

переменяют склонности у внимающих им, так что делают их из дурных

хорошими,-- все это означает, что вдохновение приходит извне. Впрочем,

предварительно следует изучить не только это, но и то, какое божественное

вдохновение позволяет божественной мантике быть совершенно обособленной. И

мы не будем ее знатоками, если, проверяя в отношении ее собственное

знамение, не присоединим к нему, словно некую печать, свойственный ей

признак.

      28. Впрочем, это было нами тщательно исследовано немного раньше. Если

же