Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

Впрочем, всякий раз, когда некто

прикоснется к сверхкосмическим теургическим богам (а это случается реже

всего), без сомнения, таким человеком оказывается тот, кто в своем почитании

богов стоит выше как тел, так и материи и объединяется с богами в сверх-

      (стр.182)

      космической силе. Впрочем, не следует этот путь, который открывается

для отдельного человека, иногда, с трудом и поздно, как вершина жреческого

служения, объявлять обычным для всех людей, точно так же не следует считать

его обычным как для начинающих заниматься теургией, так и для всех тех, кто

находится на середине своего пути в ней. Ведь эти люди так или иначе

облекают в телесную форму заботу о своей святости 126.

      21. Я думаю, все жаждущие увидеть теургическую истину могли бы

согласиться с тем, что нельзя отчасти или несовершенно возносить к богам

обращенное к ним благочестие. Однако поскольку перед появлением богов

приходят в движение всяческие силы, которые подчинены самим себе, и всякий

раз, когда те намереваются спуститься на землю, эти силы идут впереди них и

двигаются во главе шествия, то тот, кто не воздает всем им должных почестей

и не приветствует каждое в соответствии с подобающей ему честью, уходит

неудовлетворенным и не получившим божественной причастности, а тот, кто

умилостивил всех, воздал угодные каждому и по возможности наиболее

подходящие почести, всегда пребывает не подверженным опасностям и

случайностям, хорошо подготовив совершенный и целостный прием для

божественного хора. Стало быть, в то время как это обстоит так на самом

деле, необходимо ли способу выполнения священного служения быть простым и

составленным из немногочисленных обрядов или же многообразным, имеющим

отношение ко всему и составленным из всего, как говорится, в космосе

собранного?

      Так вот, если бы то, к чему обращаются в заклинаниях, и то, что

приводится в движение в священных действиях, были простыми и принадлежащими

к одному чину, то по

      (стр.183)

      необходимости простым был бы и способ совершения жертвоприношений. Но

уж если не охватить ничем множество сил, которые пробуждаются при

нисхождении и движении богов, то только теурги, испытав подобное в действии,

имеют точное представление об этом, только они в состоянии понять, каково

завершение жреческой деятельности, и знают, что пропущено, пусть даже его

немного, потому что пропущенное уничтожает весь результат священнослужения,

наподобие того как в музыке, если порвана одна-единственная струна, то вся

она становится негармоничной и несозвучной. Итак, подобно тому как в том

случае, когда речь идет о видимых божественных сошествиях, возникает явный

вред для тех, кто оставил непочтенным кого-то из лучших, точно так же и

когда речь идет об их неявном присутствии в жертвоприношениях, следует

оказывать почести не одному или другому, но так, как это подобает чину

каждого. Тот же, кто отпустил неодаренным кого-либо, разрушает все: он

уничтожил единый всеобщий порядок. Тем самым он не оказал, как мог бы решить

кто-нибудь, не вполне совершенный прием, но вовсе ниспроверг все священное

служение.

      22. Так как же, разве высшее в жречестве не восходит к самому

наивластнейшему во всем множестве единому и в нем не совершает одновременное

служение многим сущностям и началам? Конечно, я сказал бы, что это

совершенно верно. Однако подобное состояние наступает позже всего и у весьма

редких людей, и следует быть довольным, если оно появится даже и на закате

жизни. Но нынешнее рассуждение не может служить предписанием для такого

человека--ведь он превыше всякого закона127, и оно создает

подобное законодательство для тех, кто нуждается в некоем божественном

установлении. Итак, согласно

      (стр.184)

      нашему рассуждению, подобно тому как космос создается путем сведения

многих порядков в единый общий порядок, и свершению жертвоприношений, не

оставляющему ничего в стороне и совершенному, необходимо опираться на весь

порядок лучших. Впрочем, если этот строй является множественным, законченным

и составленным из многих порядков, то, стало быть, и священнодействию

необходимо всячески подражать