Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

но, превосходя его по значимости и силе,

придаст чувственным вещам то постоянство, которое они способны воспринять.

Впрочем, может быть, ты называешь демонами призраки, неправомерно применяя

подобное обращение.

      Ведь одно дело -- природа демонов, а другое --призраков. Положение тех

и других совершенно обособлено друг от друга. Точно так же и

хорег109 призраков отличается от великого вождя демонов. И ты,

без сомнения, согласен с этим, когда говоришь, что этими людьми не

привлекается никакой демон. Итак, чего же более всего достойным окажется,

пожалуй, такое священнодействие или предсказание будущего, которое

совершенно не имеет отношения ни

      (стр.147)

      к богу, ни к демону? Стало быть, следует знать, какую природу имеет это

творение чудес, и ни в коем случае не пользоваться им и не доверять ему.

      31. Далее, существует и другое, худшее, чем даже это, истолкование

священнодействий, которое выставляет в качестве причины прорицания некий

принимающий многообразные формы и пользующийся многими способами род

обманчивой природы, изображающий из себя богов, демонов и души умерших. Я

поведаю тебе в ответ на это рассуждение, которое я когда-то услышал от

излагавших его как-то халдейских пророков.

      Все те боги, которые истинны, даруют только лишь благо, общаются только

с благими людьми, сближаются с очистившимися при помощи священнодействий и

прогоняют от них всякую испорченность и всякую страсть. Когда они сияют,

дурное и демоническое становится невидимым благодаря лучшему, словно тьма

благодаря свету. И даже случайность не досаждает теургам; именно поэтому они

и воспринимают всяческую добродетель, делаются благонравными и порядочными,

избегают страстей и всяческого беспорядочного движения и оказываются чисты

от безбожных и неблагочестивых способов действия. А все те люди, которые и

сами грешны и на богов обрушиваются противозаконно и беспутно, не в

состоянии достигнуть богов из-за вялости собственного действия или нехватки

присущей им силы. И если они из-за своей оскверненности не допускаются до

общения с чистыми, то тем самым приходят в соприкосновение с дурными духами

и, исполняясь от них самой дурной одержимости, становятся дурными и

нечестивыми, насыщенными неумеренными удовольствиями, пронизанными

испорченностью, склонными к чуждым богам способам действия и, говоря в

общем, оказываются

      (стр.148)

      близкими дурным демонам, с которыми они и соединяются.

      Так вот, они-то, будучи полными страстей и пороков, привлекают к себе

дурных духов вследствие родства с ними и сами побуждаются последними для

всяческого порока, и так они процветают благодаря друг другу, словно в

некоем круге, в котором начало соединяется с концом и одно на равных

основаниях переходит в другое. Итак, в рассуждении о жреческом прорицании

никогда не рассматривай те безбожные промахи нечестивого действия, которые

сами беспутно поступают со священными предметами, да еще и беспорядочно

используются занимающимися ими, и в результате иногда, похоже, заставляют с

шумом ворваться одного бога вместо другого, а иногда вызывают вместо богов

дурных демонов, которых-то и называют противобогами 110. Ведь,

разумеется, благо в большей степени противостоит злу, чем попросту отличному

от блага.

      Итак, подобно тому, как святотатцы борются в первую очередь с

религиозным почитанием всех богов, те, кто общается со лжецами и с виновными

в своеволии демонами, конечно, борются против теургов. Ведь последними

изгоняется и совершенно ниспровергается всякий дурной дух и полностью

истребляются всякий порок и всякая страсть. В чистых присутствует чистая

причастность благу, они исполняются истины свыше, от огня. Для них не

возникает никакого препятствия в виде дурных духов и нет никакой помехи для

душевных благ. Им не докучает никакое пустое воображение, лесть, вдыхание

испарений или- насилие. Наоборот, все, словно пораженное ударом грома, не

вступая с ними в соприкосновение, уступает им, отступает перед ними и не

может приблизиться к ним. Итак, это единственный чистый,

      (стр.149)

      священный и поистине божественный