Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

и ошибки. Ведь применительно к остальным наукам и искусствам мы не

одобряем, когда из-за них разрушается содержание тех.

      Конечно, и здесь ты не должен составлять себе представление о том, что

с трудом и в мириадах сражений исправлено, опираясь на тех, кто внезапно по

невежеству нападает на божественное учение; тем более заметь себе вот еще

что в отношении их. Ведь если не достигающие самоочевидного подтверждения

дела, как ты говоришь, хвастливые и ложные, то те, что принадлежат истинным

знатокам огня, неподдельны и истинны. Ибо, как во всем остальном изначальное

первичным образом отправляется от самого себя и предоставляет самому себе

то, что вкладывает в остальное, например в сущность, жизнь и движение, точно

так же и управляющее истиной изначально говорит истину о себе всему сущему и

являет созерцающим в первую очередь свою собственную сущность. Именно по-

      (стр.96)

      этому оно и открывает теургам сверхъестественный огонь. Ибо не теплоты

дело --охлаждать и не света --затемнять или скрывать нечто сущее, и не

присутствует ни в чем как бы то ни было действующем в соответствии с

сущностью одновременно и способность к противоположному действию. Однако то,

что не пребывает в согласии с природой и противоположно наличествующему по

сущности, может допустить к себе противное или по природе впасть во зло.

Далее, то же самое мы скажем и относительно призраков. Ибо если сами они не

являются истинными, а иные, каковыми выступают именно сущие предметы,

таковы, то, конечно, они не заключены среди самовидных духов, но лишь

воображаются истинными. Они причастны лжи и обману точно так же, как и

проявляющиеся в виде призраков образы; тем самым они попусту влекут мышление

к тому, что заведомо не будет каким-либо из лучших родов71. Сами

же они будут отнесены к обманчивым заблуждениям; ведь подражание сущему,

неясное изображение и то, что оказывается причиной обмана, не подходит ни

одному из истинных и явно сущих родов. Напротив, боги и следующие за богами

роды открывают свои истинные образы, а призраки их, подобные тем, что

искусственно возникают на воде или в зеркалах, ни в коей мере ничего

подобного не предлагают. Ибо ради чего они могли бы их показывать? Не потому

ли, что они несут доказательство их сущности и силы? Однако они всецело

несовершенны, ибо оказываются причиной заблуждения и обмана для верящих в

них и отвлекают созерцающих их от истинного познания богов. Или чтобы они

предоставили обращающим на них взор некую пользу? Но какая же польза могла

бы возникнуть от лжи? Но если не таково по природе божественное, зачем ему

предоставлять от себя призраки? Да разве мог бы

      (стр.97)

      стойкий и расположенный в себе род, причина сущности и истины,

произвести из себя для иного вместилища какое-либо ложное подражание себе?

      Следовательно, бог никоим образом не предстает сам в виде призраков и

не предлагает их от себя иному -- напротив, истина сияет в истинных

обиталищах душ. Точно так же и спутники богов являются ревнителями

сверхъестественной истины богов.

      То же, что ты сейчас говоришь, будто призрачность и бахвальство

являются общими для богов, демонов и остальных, приводит к смешению всех

лучших родов между собой и не допускает между ними никакой разницы. Ведь

тогда все они будут одинаковыми и высшим не будет свойственно никакого

превосходства. Итак, возможно и весьма справедливо спросить тебя в ответ,

чем же, в самом деле, божественный род будет лучше, чем демонический? На

самом же деле эти роды не обладают общностью и не связаны с призраками, и не

подобает делать на основании низших и принадлежащих последним промахов вывод

относительно первых и располагающихся среди первого истинных отображений.

Тем самым и в отношении этих мнений можно было бы достичь подобающего и

угодного богам представления.

      11. Следующие рассуждения, в которых ты полагаешь незнание их и

заблуждение за нечестивый поступок и испорченность и побуждаешь нас к

истинной передаче учения о них, не встречают ни единого возражения, но в

равной мере принимаются всеми. Ибо кто не согласится, что знание

божественной причины, достигающее сущего, наиболее подходит богам, а

незнание,