Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

приводить все эти

примеры, излагая все то, что случается всегда, изо дня в день, коль скоро

подобное само обнаруживает свое действие, превышающее любое слово?

      4. Итак, вот что достаточно сказать относительно прорицаний во сне и о

том, что это такое, и как оно возникает, и сколь великую пользу приносит

людям. Далее ты утверждаешь, что многие обращаются к будущему в исступлении

и божественной одержимости бодрствуя и потому действуют в согласии с

ощущением, но, с другой стороны, они уже не сознают самих себя или сознают,

но не так, как

      (стр.106)

      прежде. Так вот, я хочу и в этих случаях представить доказательства,

что они на самом деле одержимы богами. Ибо эти люди или предпосылают

вдохновляющим их богам всю свою жизнь в качестве вместилища или орудия, или

переменяют человеческую жизнь на божественную, или содействуют своей

собственной жизнью богу. Они не поступают в согласии с ощущением, не

бодрствуют так, как обладающие пробужденными чувствами, сами не обращаются к

будущему и не совершают таких движений, как одержимые страстью. Впрочем, они

и не сознают самих себя ни так, как прежде, ни как бы то ни было иначе и

вообще не обращают собственное сознание на самих себя, и нет такого их

собственного знания, которое они предполагают80.

      Вот величайшее доказательство: ведь многие не обжигаются, когда

подносится огонь, поскольку огонь их не касается благодаря божественному

вдохновению; многие, даже обжигаясь, не противятся этому, поскольку в это

время не живут жизнью живого существа. Далее, одни, вонзая в себя вертела,

ничего не чувствуют, а другие, ударяя топорами по спинам или рассекая

кинжалами руки, ничего подобного не замечают. И действия их вовсе не

человеческие, ибо для одержимых богом и непроходимое становится проходимым:

они идут в огонь, и проходят огонь, и переходят реки вброд, как жрица в

Кастабаллах 81. Таким образом, оказывается, что исступленные не

сознают самих себя и что они не живут ни человеческой жизнью, ни жизнью

живого существа ни в ощущении, ни в страсти, но взамен получают некую иную,

более божественную жизнь, которой воодушевляются и которой совершенно

одержимы.

      5. Так вот, существует много видов божественной одержимости,

божественное вдохновение пробуждается многими путями, и именно поэтому

имеется много его различных

      (стр.107)

      признаков. Ведь различающиеся в этом отношении боги, благодаря которым

мы становимся вдохновенными, и вдохновение делают разным, и характер

разнящейся в этом одержимости делает различной и боговдохновенность. Ибо или

бог нами владеет, или мы целиком оказываемся принадлежащими богу, или делаем

свое действие общим с ним. Далее, иногда мы причастны низшей способности

бога, иногда --средней, а иногда --высшей. Кроме того, иногда возникает

простая сопричастность, иногда--общность, а иногда--соединение этих видов

божественной одержимости. Или же только душа испытывает подобное, или она

причастна этому вместе с телом или даже как единое живое существо.

      Именно из-за этого и оказываются многообразными и признаки тех, на кого

нисходит вдохновение: движения тела и некоторых его частей, и его

совершенная неподвижность, и упорядоченные построения, пляски в хороводах, и

слаженные голоса -- или противоположное этому. Далее, тело видится или

возносящимся, или увеличивающимся в размерах, или парящим и движущимся по

воздуху -- или же кажется, что с ним происходит противоположное этому. Кроме

того, наблюдается совершенная равномерность голоса по высоте, или его

звучание, разделенное посередине молчанием, или его неравномерность,

поскольку иногда звуки, со своей стороны, извлекаются и издаются музыкально,

а иногда иным образом.

      б. Влекомому богами совершенно ясно видится нисходящий и пронизывающий

дух и то, сколько его и каков он, и он мистически покоряется и направляется.

Кроме того, прежде восприятия воспринимающему видится образ огня. Иногда

даже всем созерцающим становится совершенно ясно, когда бог нисходит или

удаляется. Именно таким

      (стр.108)

      путем знатокам оказывается известным наиистиннейшее, наимощнейшее и

более всего