Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

и

влекомый ум следует совершающемуся, и одновременно происходит движение

созерцающих людей. Так вот, подобные вещи, будучи описанными и имея такое

отличие, не похожи ни на что человеческое: наоборот, и сон, и смыкание глаз,

и подобное обмороку состояние, и пребывание между сном и бодрствованием, и

только что начинающееся или совершенное бодрствование -- все это божественно

и необходимо для восприятия богов, ниспосылается от самих богов и тем самым

отчасти идет впереди божественного появления.

      Итак, устрани из божественных сновидений, именно тех, в которых более

всего и присутствует мантическое, какое бы то ни было состояние сна и

отсутствие подобного тому, что наяву, восприятия являющегося. Ибо

невозможно, чтобы очевидное присутствие богов не достигало в своем

совершенстве явственного уразумения. Вернее, напротив, ему необходимо быть

более ясным, более точным и способствующим более совершенному пониманию, чем

последнее. Некоторые же, не зная этих признаков истинно пророческих

сновидений и размышляя о них неким образом по-человечески, редко и случайно

постигают в них предвидение будущего и потому, естественно, недоумевают, как

эти сновидения содержат истину. Мне кажется, именно это тревожит и тебя по

причине незнания их истинных примет.

      (стр.104)

      Однако нужно, чтобы ты, имея в виду эти основы истинного познания

сновидений, следовал всем рассуждениям относительно мантики во сне.

      3. Говорят же об этом, поскольку душа обладает двоякой жизнью:

одной--вместе с телом, а другой--отдельной от всякого тела. Бодрствуя в

остальное время, мы по большей части пользуемся жизнью, общей с телом, и

разве что иногда, в мышлении и рассуждении, совершенно отделяемся от него

при помощи чистых смыслов. Во время же сна мы всецело освобождаемся от неких

как бы сопутствующих нам оков и живем обособленной от становления жизнью.

Так вот, тогда-то в нас пробуждается и действует, как положено по природе,

разумный, или, что одно и то же, божественный, или даже единый и, во всяком

случае, сущий сам по себе вид жизни. Итак, поскольку ум созерцает сущее, а

душа охватывает смыслы всего возникающего в ней, совершенно естественно, что

на основании объемлющей причины она предвидит будущие события, заключенные в

идущих впереди них смыслах.

      И еще более совершенным, чем то, делает она свое прорицание, когда

приводит в соприкосновение частицы жизни и умного действия со всем тем, от

чего она отделена. Ведь тогда она от всего этого наполняется всеобщим

знанием, так что достигает высшей степени понимания совершающегося в

космосе. Впрочем, когда она в подобном совершенном действии достигает

единства с богами, то именно в это время воспринимает само наиистиннейшее

множество мыслей, благодаря которому и совершает истинные предсказания

божественных сновидений; именно в этом она и полагает их наинеподдельнейшие

начала. Но если душа сплетет умное и божественное в себе с лучшими родами,

тогда весьма чистыми будут и видения ее,

      (стр.105)

      будь то относящиеся к богам, или к самим по себе бестелесным сущностям,

или, попросту говоря, к немало содействующему истине в отношении

умопостигаемого. Если же она возводит смыслы возникающего к причинствующим

им богам, то приобретает от них силу и знание, судящее обо всем, что было, и

обо всем, что будет, созерцает всякое время, исследует события, случающиеся

во времени, и постигает их порядок, способ заботы о них и подобающего

исправления; она лечит больные тела, а нескладно и беспорядочно обстоящее у

людей благоустраивает и часто совершает открытия в искусствах, установление

справедливости и восстановление законности.

      Так, в храме Асклепия 71 божественными сновидениями

исцеляются болезни, а само врачебное искусство возникло благодаря священным

сновидениям и связано с порядком ночных видений. Весь военный лагерь

Александра, который ночью собирались уничтожить, был спасен, когда Дионис

явился во сне и дал знак об избавлении от ужасных страданий 78.

Афутис, осажденный царем Лисандром79, был спасен при помощи

посланных Аммоном сновидений, поскольку тот как можно быстрее отвел свое

войско оттуда и открыто снял осаду. Впрочем, какая нужда