Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

лезвие, пронизал завершения всех действий и сущностей, а другой

переходит от одного к другому и от несовершенства продвигается к

совершенству. Далее, одному сопутствует высшее и неохватное, то, что превыше

всякой меры и не имеет отношения к образу в том смысле, что не охватывается

ни одним образом, а другой подчиняется и обстоятельству, и свойству, и

тяготению, сдерживается стремлением к худшему и присвоением вторичного и,

наконец, описывается многообразными, отличными от этих мерами. Стало быть,

ум, владыка и царь сущего, и искусство созидания всего у богов присутствуют

всегда в равной мере, совершенно и в достатке, как единое, в чистоте

пребывающее в себе действие, а душа причастна уму делимому и многообразному,

не уделяющему внимания заступничеству за целое, и сама заботится о

бездушном, заключаясь то в одном, то в другом облике 27.

      (стр.54)

      По тем же самым причинам лучшим сопутствует сам порядок и сама красота,

или если есть желание представить это именно так, то вместе с ними

существует их причина, а душе свойственно всегда принимать участие в

разумном порядке и божественной красоте. В первых постоянно присутствует

мера всего, или соответственно его причина, а вторая ограничивается

божественным пределом и частным образом участвует в нем 28.

Первых можно было бы разумно счесть достаточными для всего сущего благодаря

причинствующей силе и власти, а вторая обладает некими ограниченными

пределами, в рамках которых она может повелевать.

      Поскольку различные особенности предельного таковы, то не может быть

затруднений, как мы только что говорили, и в том, чтобы уразуметь и средние

между ними особенности демонов и героев, из которых каждые близки к своему

предельному состоянию, имеют сходство с соответствующим, отличаются по

направлению к середине от того и другого, сплетая их в стройную общность и

сами сплетаясь с ней в надлежащих пропорциях. Стало быть, пусть будут

мыслиться такими особенности первых божественных родов.

      8. Конечно, мы не одобряем того предлагаемого тобой их различения, при

котором доказывается, что причиной ныне исследуемого расхождения является

принадлежность этих родов различным телам, например богов --эфирным, демонов

--воздушным, душ --земным 29. Ведь эта самая принадлежность,

словно принадлежность Сократа к филе в то время, когда он был пританом

30, кладется в основу недостойным божественных родов образом

--ведь все они являются независимыми и свободными сами по себе. И делать

тела более важными при описании их собственных

      (стр.55)

      первых причин--значит обнаруживать совершенное неразумие. Ведь они

рабски прислуживают тем и содействуют в отношении становления. Кроме того,

роды лучшего вовсе и не присутствуют в телах, но повелевают ими извне и,

следовательно, не изменяются вместе с ними. Далее, они передают от себя

телам все то благо, которое те в состоянии воспринять, а сами от тел ничего

не приемлют, так что не могут получить от них и никаких особенностей. Ведь

если бы они были телесными--как достояние тел, или как материальные образы,

или как-то иначе, то, пожалуй, возможно было бы и им одновременно

различаться в зависимости от различия тел. Но если уж они существуют

отдельно от тел и сами по себе чисты, то какое бы могло возникнуть разумное

различение, применяемое к ним на основании тел?

      Кроме того, это рассуждение ставит тела выше, чем божественные роды,

поскольку первые предоставляют лучшим причинам престол и обусловливают в них

сущностные особенности. Следовательно, если кто-то связывает наделы,

распределения и назначения управляющего с управляемым, то ясно, что он и

господство отдаст лучшему. Ведь поскольку назначенное является таковым, то

оно и получает подобный надел и обустраивает его само по себе, но не

подражает природе его восприемлющего.

      Так вот, применительно к отдельному --я имею в виду отдельную душу--с

подобным следует согласиться. Ведь какую жизнь начала душа, прежде чем

внедриться в человеческое тело, и какой готовый внешний облик сделала своим,

такое и органическое тело имеет связанным с собой, как и сходную

сопутствующую природу, которая воспринимает