Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

божественного прорицания можно было бы

определить описанным образом. Давайте же присовокупим особые сообщения о

нем, не упоминая о том, что природа влечет каждое к родственному,-- ведь

божественная одержимость не является делом

      (стр.113)

      природы; как и о том, что состояние воздуха и атмосферы делает отличным

телесное состояние одержимых божественным вдохновением,-- ведь божественные

дела вдохновения не изменяются вследствие телесных сил или состояний; и о

том, что боги даруют свое вдохновение в ответ на страсти и тому подобное,--

ведь дарование богами людям собственного действия бесстрастно и превыше

всякого становления. Однако поскольку сила корибантов является оберегающей и

совершенствующей, а сила Сабазия предуготовила родство с вакхическими

исступлениями, очищениями душ и освобождениями от древних грехов

89, то именно потому и принадлежащие им вдохновения можно считать

совершенно определенными.

      Что же касается одержимых Матерью Богов, то их ты, похоже, считаешь

мужчинами; ведь ты так и называешь вдохновленных ею. На самом деле это

совершенно не так. Ведь Матерью Богов в первую очередь одержимы женщины, а

из мужчин --лишь весьма немногие, причем наиболее изнеженные. Этот вид

божественной одержимости обладает животворящей и наполняющей силой и именно

поэтому совершенно отличен от всякого другого безумия.

      Продвигаясь далее по пути настоящего рассуждения и как подобает

исследуя вдохновение, приходящее от нимф и Пана 90, и все

остальные их различия в божественных силах, мы выделим их на основании

подходящих им особенностей и определим, почему одержимые ими убегают и

проводят жизнь в горах, почему иногда предстают связанными и почему служение

этим богам совершается при посредстве жертв. Все это мы отнесем на счет

божественных причин, поскольку они содержат в себе всю власть. Однако мы не

будем говорить, что какие-либо телесные или душевные выделения вместе взятые

нуждаются в очищении

      (стр.114)

      и что смена времен года является причиной подобных претерпеваний; мы не

будем утверждать, и что восприятие родственного и лишение противоположного

несет некое исцеление подобной избыточности. Ведь все перечисленное имеет

отношение к телу и совершенно отделено от божественной и разумной жизни. Что

же касается отдельного, то, как ему положено по природе, так ему и случается

совершать действия в отношении самого себя; таким образом, пробуждающиеся

благодаря богам и приводящие людей в вакхический восторг духи являются

причиной всяческого иного человеческого и природного движения, и не следует

уподоблять способ их возникновения обыкновенно возникающим действиям --

напротив, подобает возводить их к совершенно особым, перводействующим

божественным причинам.

      11. Итак, вот каков и вот каким образом возникает один вид

боговдохновенности; другим же является многообразное прославленное и

наиизвестнейшее боговдохновенное прорицание оракулов, относительно которого

ты объявляешь вот что: одни пьют воду, например жрец Аполлона Кларийского в

Колофоне, другие сидят подле пещер, например прорицательницы в Дельфах,

третьи вдыхают водяные испарения, например пророчицы в

Бранхидах91. Ты, безусловно, вспомнил именно об этих трех славных

оракулах не потому, что они имеются только здесь,-- ведь неупомянутых много

больше, а потому, что эти превосходят все остальные, и, кроме того, ты даешь

достаточное представление о способе действия того, ради чего было проведено

исследование,-- я говорю о восприятии посылаемого людям богами

пророчества,-- и именно поэтому тебе достаточно перечисленного. Итак, и мы

скажем об этих трех оракулах, оставив без внимания многие другие.

      (стр.115)

      Так вот, оракул в Колофоне дает ответы при помощи воды, с чем согласны

все. Ибо в подземном помещении существует источник и прорицатель пьет из

него. В некоторые определенные ночи, после того как сперва было совершено

множество священнодействий, он, выпив воду, изрекает оракул, будучи уже не

виден присутствующим зрителям. Итак, отсюда вполне очевидно, что та вода

является пророческой. То же, каким образом она оказывается таковой, уже не

мог бы, как гласит