Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

    (стр.189)

      со становлением, дает благую надежду и веру в свет и, говоря в общем,

делает наперсниками богов, если так можно сказать, тех, кто пользуется ею

131.

      Так вот, если подобное состояние--это именно то, которое можно было бы

назвать молитвой, и оно создает столько благ в нас и обладает той общностью

с жертвоприношениями, про которую мы уже сказали, то разве не при его

посредстве становится ясной цель жертвоприношений, поскольку и она причастна

демиургическому соприкосновению, так как в этих действиях она становится

свойственной богам? Тогда подобное является благом, как и все то, что

посылается людям демиургическими причинами. Стало быть, в свою очередь, на

основании этого становится ясным возвышающее, совершенствующее и наполняющее

действие молитв, как и то, каким образом оно становится деятельным, каким

образом --объединяющим и каким образом оно причастно даруемой богами

всеобщей связи. Однако третье суждение, поскольку два первых обретают

устойчивость друг при посредстве друга и вкладывают друг в друга совершенную

жреческую силу священного обряда, легко можно было бы вывести на основании

ранее сказанного.

      Именно поэтому в жреческом учении и проявляются всеобщее согласие и

содействие себе самому, связывающие всеми способами более тесно, чем в любом

живом существе, родственные части самого себя в единую общность, которой ни

в коем случае не следует пренебрегать, как и не следует, отбирая из нее лишь

некоторые части, пренебрегать остальными. Точно так же необходимо

упражняться во всех этих частях и совершенствоваться во всех них тем, кто

желает в чистоте соприкасаться с богами.

      (стр.190)

VI

      1. Итак, это, пожалуй, не могло бы обстоять иначе. Впрочем, мне пора

переходить к следующему выдвигаемому тобой сомнению. Ведь что же, на самом

деле, как гласит твое рассуждение, необходимо, чтобы эпопт не прикасался к

трупу, но в то же время богослужения по большей части совершаются с

использованием трупов животных? Давая ответ на подобные сомнения, рассмотрим

это кажущееся противоречие. В нем никоим образом не должно наличествовать

никакого противоположения -- напротив, только кажется, будто эти суждения

противостоят друг другу. Ведь если бы и избегали соприкосновения и приходили

в соприкосновение с одними и теми же мертвыми телами, то это высказывание

противоречило бы самому себе. Однако если предписывают; избегать одних,

неосвященных, тел, а с другими, а именно со всеми теми, которые освящаются,

соприкасаться, то здесь

      (стр.191)

      нет никакого противоречия. Далее, человеческие тела, когда их покинула

душа, трогать недопустимо: ведь в момент смерти в теле гаснет некий

след132, призрак или видение божественной жизни. Касаться же

остальных мертвых тел живых существ уже не является нечестивым, поскольку

они и не имели отношения к иной, более божественной жизни. Кроме того, одним

богам, например свободным от материи, подходит отсутствие подобного

соприкосновения, а с другими, управляющими животными и ближайшим образом

связанными с ними, положено общение через жертвенных животных. Итак, в

данном случае не возникает никакого противоречия.

      2. Дать ответ на это можно было бы и иначе. Ведь людям, пребывающим

среди материи, лишенные жизни тела несут некое осквернение, поскольку

неживое приносит живому некую загрязненность, точно так же, как и грязное--

чистому и отсутствие--наличию, поскольку в то, что способно умереть, худшее

привносит некую оскверненность из-за его природной предрасположенности к

нему. Для демонов же, совершенно бестелесных и ниоткуда не воспринимающих

разрушения, тело не создает никакой оскверненности. Напротив, им необходимо

превосходить подверженное разрушению тело и не допускать от него к себе

никакого проявления порчи.

      3. Итак, я говорю это относительно подразумевающегося в данном сомнении

противоречия. Истолковывая же само по себе то пророческое действие, которое

совершается при посредстве священных животных, например ястребов

133, мы утверждаем, что боги никогда не имеют отношения к

оракулу, связанному с таким образом используемыми телами. Ведь они не

управляют отдельными