Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

Мы не можем стать сознательными по желанию, в момент, когда мы этого

захотим, потому что у нас нет никакого управления состо-

18

________________________________П. Д. Успенский

яниями сознания. Но мы можем помнить себя в короткий промежуток времени

по своей воле, потому что у нас есть определенное управление собственными

мыслями, и если мы будем помнить себя с помощью специального построения

мыслей, то есть с помощью осознания, что мы не помним себя, и с помощью

осознания, что это означает, это осознание приведет нас к сознательности. Вы

должны понять, что мы обнаружили слабое место в стене нашей механичности.

Это -- знание того, что мы не помним себя и осознание того, что мы можем

попробовать помнить себя.

Возможность работы начинается с понимания необходимости настоящего

изменения в самих себе. В дальнейшем вы узнаете, что практика

самовоспоминания, связанная с самонаблюдением и борьбой с отрицательными

эмоциями, имеет не только психологическое значение, но также изменяет

тончайшую часть нашего метаболизма и производит определенные химические или,

возможно лучше сказать, алхимические эффекты в нашем теле. Итак, от

психологии мы пришли к алхимии, к идее трансформации грубых элементов в

более утонченные.

5

Самовоспоминание и его воздействие на память описан в 'Фрагментах

неизвестного учения', из которого цитируются последующие параграфы:

... Все, что показали мне мои попытки самовоспоминания, очень скоро

убедило меня, что я столкнулся с абсолютно новой проблемой, с которой наука

и философия пока не встречалась... я видел, что проблема состояла в

направлении внимания на себя без ослабления или потери внимания,

направленного на что-то еще. Более того, это что-то может быть как снаружи,

так и внутри меня.

Самые первые попытки... показали мне возможность этого. В то же самое

время я ясно видел две вещи.

Во-первых, я видел, что самовоспоминание, которое является результатом

этого метода, не имеет ничего общего с 'самочувствованием' или

'самоанализом'. Это было новое и очень интересное состояние со странно

знакомым 'ароматом'. Во-вторых, я осознал, что моменты самовоспоминания,

хотя и редко, но встречались в жизни. Только намеренное воспроизведение

создавало ощущение новизны. В действительности я был знаком с ними с раннего

детства. Он приходили либо в новом неожиданном окружении, в новом месте,

среди новых людей, во время путешествия, например, когда человек внезапно

озирается и говорит: 'Как странно! Я и в этом месте; или в очень

эмоциональные моменты, в моменты опасности, в моменты, когда не-

19

Совесть: поиск истины

обходимо не терять головы, когда человек слышит свой собственный голос,

видит и наблюдает себя со стороны.

Я достаточно ясно видел, что первые в жизни воспоминания, в моем случае

очень ранние, были моментами самовоспоминания. Это последнее осознание

открыло мне еще много другого. А именно, я видел, что я действительно помнил

только моменты прошлого, в которых я помнил себя. О других моментах я только

знал, что они происходили. Я не способен полностью их оживить, снова их

пережить. Но моменты, когда я помнил себя были живыми и ничем не отличались

от настоящего. Я все еще боялся прийти к заключениям, что уже видел, что

стою на пороге великого открытия. Меня всегда удивляла слабость и

недостаточность нашей памяти. Так много вещей исчезает. По тем или иным

причинам главная бессмысленность жизни для меня состояла в этом. Зачем так

много пережить, чтобы потом это забыть? Помимо того, было что-то

унизительное в этом. Человек чувствует нечто, что кажется ему важным, он

думает, что никогда этого не забудет, но проходит один-два года, и от этого

ничего не остается. Сейчас для меня стало ясно почему это было так, и почему

не могло быть иначе. Если в нашей памяти остаются по настоящему живыми лишь

моменты самовоспоминания, то становится ясным, почему так бедна наша

память...

Иногда самовоспоминание было безуспешным, в другое время оно

сопровождалось забавными наблюдениями.

Однажды я шел по Литейному по направлению Невского и, несмотря на все

мои усилия, я был неспособен удерживать свое внимание на самовоспоминании.

Шум, движение -- все отвлекало меня. Каждую минуту