Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

полностью

механической, т. е. независимой от чьей-то воли. Если это религиозный

человек, то он верит в будущую жизнь и в то, что его ведут ради его

собственного благополучия высшие силы, с которыми он общается посредством

молитвы. Если он знаком с теософией, он верит в закон Кармы и в

перевоплощения, он считает, что имеет астральное тело, ментальное тело и

казуальное тело, и что путем неизбежной эволюции он достигнет очень высокой

ступени, если не на Земле, то на какой-нибудь планете. Если он уже понял

неадекватность и иллюзорность природы научных, религиозных и теософских идей

и осознает необходимость внутреннего изменения в человеке, то он не осознает

трудности этого, он не осознает необходимости длительных и систематических

усилий, которые невозможны без знания методов и без точного и детального

знания человеческой машины. Ему кажется, что то, что может прийти -- должно

прийти. Но в действительности, ничего не приходит само по себе. Человек

должен сначала освободить себя от иллюзий, а затем работать, чтобы

приобрести другое бытие. Эта работа требует длительных и систематических

усилий и знания.

Вопрос: В чем разница между школой, о которой вы говорите

103

Совесть: поиск истины

и 'эзотерической' школой в Теософском Обществе? Мне кажется, что в

основе обеих лежит одна и та же идея.

Успенский: Принципиальная разница между школой, о которой я говорю и

'эзотерической' школой в том, что 'эзотерическая' школа является, можно

сказать, надстройкой или верхним этажом всей теософии. Для того, чтобы

попасть в 'эзотерическую' школу человек должен принять и все остальное. А в

теософской системе есть очень много наивного, нелогичного, противоречивого и

невозможного.

Вопрос: Какова разница между 'мастерами' и существами

высшего разума?

Успенский: 'Мастера' в теософии связаны с определенной

легендой, начинающейся с Блаватской. Принимая мастеров, вы должны

принять всю легенду. Между тем, в этой легенде есть очень много

неприемлемого и невозможного. Люди высшего разума не связаны с какой-либо

легендой. Человек, такой, каким мы его знаем, не является высшим возможным

проявлением его природы и не является завершенным существом, а представляет

собой определенную фазу своей возможной трансформации. Считается, что эта

трансформация возможна в течение одной жизни, т. е. считается, что человек,

рожденный в одной фазе, может в течение одной жизни перейти в другую. Если

мы возьмем в качестве примера бабочку, то человек будет приблизительно

соответствовать гусенице. И огромное число людей умирает 'гусеницами'. Но

среди массы гусениц постоянно появляется маленький процент

трансформирующихся существ. Этими эволюционирующими существами для нас

являются люди высшего разума. Мы можем узнать о их существовании по тем

следам, которые они оставили в истории, главным образом в искусстве и

религиях. Обладая более совершенным, чем обычные люди умом, они обладают

большими знаниями. Школы, о которых я говорю, имеют цель привести обычных

людей, почувствовавших или осознавших необходимость побега из нынешнего

состояния, ближе к идеям, исходящим от людей высшего разума, потому что эти

идеи сами по себе могут помочь их трасформацни, т. е. переходу на новый

уровень бытия.

Вопрос: Вы думаете, что такие существа, как Будда и Христос

обладали школьным знанием?

Успенский: Я не могу ответить на вопрос о Христе и о Будде, потомл' что

сначала надо установить, что мы принимаем и что -- не принимаем из легенд,

связанных с ними. Но если Христос действительно существовал, тогда, без

сомнения, он учил своих учеников школьной науке. Евангелия полны ссылок на

школьную систему и на школьное знание.

Вопрос: Идея посвящения в 'эзотерическую школу' основана на выборе и

оценке тех людей, которые лучше знают и, похоже,

104

П. Д. Успенский

это также и ваша идея ('некоторое количество подготовленных людей').

Успенский: Для идеи посвящения, зависящего от кого-то еще, нет никакого

места в этой системе. Существует только самопосвя-щсние, т. с. внутренний

рост. Только знание можно получить от кого-нибудь еще и нельзя получить

каким-либо другим способом. Подготовка означает нечто совершенно иное. В

своем первом значении -- это просто интеллектуальная