Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

случаются определенным образом. Любые обычные

события. Очень полезно пытаться помнить примеры, когда человек пробовал

что-то делать по-другому, и видеть, как он всегда возвращается к тому же

самому -- даже если он сделал небольшое отклонение, то громадные силы

приводят его к старым пугям.

Вопрос: Вы говорили, что мы не можем ничего делать, чтобы избежать

повторения старого. Подразумевали ли вы, что мы не можем ничего сделать до

тех пор, пока не изменится наше бытие?

Успенский: Я не говорил о работе. Я говорил, что необходимо понять, что

мы не можем делать 'делать' сами по себе. когда это достаточно хорошо

понято, вы можете подумать, что возможно сделать:

какие условия, какое знание и какая помощь необходимы. Но снача-

68

П. Д. Успенский

ла необходимо осознать: в обычной жизни если вы пытаетесь делать что-то

по-другому, вы обнаружите, что не можете этого сделать. Когда понято

эмоционально, только тогда возможно идти дальше.

Вопрос: если мы являемся машинами, то как мы можем изменить наше бытие?

Успенский: Вы не можете ждать пока вы изменитесь. В работе есть очень

важный принцип -- вы никогда не должны работать в соответствии с вашими

силами, но всегда выше ваших сил. Это постоянный принцип. В работе вы всегда

должны делать больше, чем вы можете. Только тогда вы можете измениться. Если

вы делаете только то, что возможно, вы остаетесь там, где вы есть. Человек

должен делать невозможное. Вы не должны использовать слово 'невозможное' в

большом масштабе и даже маленький масштаб имеет важное значение. Вы должны

делать больше чем вы можете, иначе вы никогда не изменитесь. Это отличается

от жизни -- в жизни вы делаете только то, что возможно.

Вопрос: Я хочу найти способ принять такое решение работать, от которого

я не мог бы отойти.

Успенский: это одна из наших величайших иллюзий, что мы можем принимать

решение. Для того чтобы принимать решения, необходимо быть. А у таких, какие

мы есть, одно маленькое 'Я' принимает решения, и ожидается, что другое 'Я',

которое не знает об этом, будет его выполнять. Это один из первых пунктов,

которые мы должны осознать, что такие, какие мы есть, мы не можем принимать

решения даже в малых вопросах -- все просто случается, но когда вы это

понимаете правильно, тогда вы начинаете искать причины, и, когда вы

обнаруживаете эти причины, -- тогда вы будете способны работать и, возможно,

вы будете способны принимать решения, но в течение длительного времени это

будут решения, относящиеся только к работе и ни к чему

другому[7].

Первая вещь, которую вы должны решить, -- это делать вашу собственную

работу н делать ее регулярно, напоминать себе о ней, не позволять ей

ускальзывать. Мы слишком легко все забываем. Мы решаем делать усилия --

определенный вид усилий и определенный вид наблюдений, а затем просто

обычные вещи, обычные октавы -- прерывают наши усилия, и мы совсем все

забываем. Снова мы вспоминаем и снова забываем и т. д. Необходимо меньше

забывать и больше помнить. Необходимо поддерживать определенные осознания,

определенные всп-щ, которые вы уже поняли и осознали, которые всегда с вами.

Вы должны пытаться их не забывать.

Главная трудность в том, что делать и как делать и как заставить себя

это делать, проблема в том, как заставить себя регулярно думать, регулярно

работать, только тогда вы начинаете видеть себя, то есть видеть, что

является более важным и что менее, чему уделить

69

Совесть: поиск истины

внимание и т.д. Иначе что происходит? Вы решаете работать, что-то

делать, изменять, и затем вы остаетесь точно там же, где и были. Пытайтесь

думать о вашей работе, что вы, почему вы пытаетесь это делать, что поможет

вам это делать, и что препятствует вам и внутри и снаружи. Также может быть

полезно думать о внешних событиях, потому что они показывают, как много

зависит от факта, что люди спят, что они не способны правильно думать, не

способны к пониманию. Когда вы увидели это снаружи, вы можете применять это

к себе. Вы в себе ту же путаницу во всем. Трудно думать, трудно увидеть, где

нужно начинать думать: когда вы осознаете это, вы начинаете думать

правильным образом. Если обнаружите свой способ правильно думать об одной

вещи, это немедленно поможет вам правильно думать о других вещах. Трудность

в