Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

нам помнить себя. Поэтому мы

должны привнести определенную оценку функции с точки зрения того, полезно

это пли вредно для самовоспоминания.

Если вы делаете серьезные усилия по наблюдению функций для себя, вы

осознаете, что обычно, что бы вы не делали, что бы вы не думали, что бы вы

не чувствовали, -- вы не помните себя. В то же самое время вы обнаружите,

что если вы делаете достаточно усилий в

83

Совесть: поиск истины

течение длительного времени, вы усилите вашу способность к

самовоспоминанию. Вы начнете помнить себя чаще, глубже, вы начнете

вспоминать себя в связи с большим количеством идей, таких, как идея

сознания, идея работы, идея самоизучения.

Вопрос о том, как нам следует помнить себя, как нам следует делать себя

более осознанными? Если вы подумаете серьезно о негативных эмоциях, вы

обнаружите, что они являются главным фактором, который мешает нам помнить

себя. Вы не можете бороться с негативными эмоциями, не помня себя больше, и

вы не можете больше помнить себя без борьбы с отрицательными эмоциями.

Для того, чтобы начать борьбу с отрицательными эмоциями, во-первых,

необходимо осознать, что нет ни единой полезной отрицательной эмоции, все

отрицательные эмоции одинаково плохи и все являются признаком слабости.

Затем мы должны осознать, что мы можем с ними бороться, что их можно

победить и разрушить, потому что для негативных эмоций нет никакого

настоящего центра. Если бы для них был настоящий центр, у нас бы не было

никакого шанса, мы бы были вынуждены навсегда остаться во власти негативных

эмоций. К счастью для нас, они существуют в искусственном центре, который

может быть разрушен и утерян, и в этом случае мы будем чувствовать себя

значительно лучше. Даже осознание того, что это возможно, очень нелегко. Но

у нас есть так много убеждений, предубеждений и даже принципов по этому

поводу, что нам трудно избавиться от идеи необходимости и обязательности

негативных эмоций. Пока мы думаем, что они необходимы, неизбежны и даже

полезны для самовыражения, мы ничего не можем сделать. Необходимо иметь

определенную умственную борьбу, чтобы осознать, что негативные эмоции

совершенно бесполезны, что у них нет никакой полезной функции в нашей жизни,

и в то же самое время вся наша жизнь основана на них. Это то, что никто не

осознает.

Одна из сильнейших иллюзий состоит в том, что негативные эмоции

вызываются обстоятельствами, и мы говорим, что мы гневаемся по определенной

причине, но все негативные эмоции находятся внутри нас. До того, как мы

сможем начать бороться с ними, мы должны осознать, что нет никаких

определенных причин для того, чтобы гневаться. Мы думаем, и нам нравится так

думать, что наши негативные эмоции вызваны либо промахом других людей, либо

неудачными обстоятельствами. Это -- иллюзия. Мой гнев -- не в причине, а во

мне. Ваш гнев -- не в причине, а в вас. Источники негативных эмоций -- не во

внешних причинах, они в нас самих. Нет ни одной неизбежной причины, по

которой чье-либо действие или определенной

84

П. Д. Успенский

обстоятельство должны вызывать во мне негативные эмоции. Это только моя

слабость.

Если вы наблюдаете себя, вы увидите, что хотя внешние причины остаются

теми же самыми, они иногда вызывают у вас негативные эмоции, а иногда нет.

Дело в том, что настоящий источник негативных эмоций находится в вас, а

внешние события являются лишь кажущимся источником. Если вы в хорошем

состоянии, если вы помните себя, если вы не отождествлены, тогда, говоря

относительно, и исключая катастрофы, -- тогда ничто из того, что случается

снаружи, не может вызвать у вас негативную эмоцию. Если же вы в плохом

состоянии, отождествлены, погружены в воображение или нечто подобное, тогда

все, что просто слегка неприятно, вызовет у вас бурную эмоцию.

Пытаясь показать, что негативные эмоции вызываются внешней причиной,

иногда спрашивают о таких вещах, как горе о смерти друга и о других видах

страдания. Страдание само по себе не является негативной эмоцией. Оно может

вызывать негативную эмоцию, только если вы отождествляетесь с ним. Страдание

может быть реальным. Негативная эмоция -- не реальна. В конце концов,

страдание занимает очень маленькую часть нашей жизни, а негативные эмоции

занимают большую часть. Они занимают