Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

с людьми вне работы. С этим должно быть

покончено задолго до того, как возникает какая-либо возможность серьезной

работы над собой. Я имею в виду, что человек должен быть очень осторожным,

даже разговаривая со своими друзьями по работе, до тех пор, пока ему не

разрешили говорить.

Так же человек ничего не может ожидать, если он не может быть искренен

с собой и со мной. С другими людьми в работе у человека может быть взаимное

согласие относительно искренности обо всем или по поводу определенных

предметов, но это может быть сделано только с моего одобрения и с моим

полным знанием того, что было сказано.

В дальнейшем человек не может ожидать чего-либо получить от работы,

если он боится пли не желает говорить правду мне, даже если его не просили

это делать.

Вы должны понять, что никто, если он желает оставаться в работе, не

может просить другого человека в работе держать что-либо в секрете от меня и

никто не может дать обещание держать что-либо в секрете. Это очень важный

пункт. Человек должен быть всегда готов сказать мне все о себе и все, что он

может узнать, о другом человеке. И человек должен это сделать сам, без

напоминаний, и делать это с полным пониманием того, что это является

существенной частью работы.

Вы должны понять, что вы не можете принять часть правды и

95

Совесть: поиск истины

отвергнуть или забыть другую часть. Вы должны понимать важность

дисциплины в работе.

Вы должны понять значение слов: 'Пожертвуйте своим страданием'. И

правильные моменты, правильные методы, цель и возможные результаты такой

жертвы.

Вы должны понять необходимость быть осторожным, говоря 'я'. Вы можете

сказать ''я', говоря о себе, только когда вы уверены, что говорите о работе

или идеях, правилах и пришцшах работы, пли в соответствии с теми правилами и

принципами. Во всех других случаях вы должны пытаться понять, какая из ваших

частей говорит или думает, и соответственно ее называть. Эту идею не стоит

преувеличивать. Вы можете сказать без какого-либо вреда: 'Я собираюсь купить

сигареты'. Но вы не можете сказать: 'Я не люблю этого человека'. Вы должны

обнаружить, какая ваша часть не любит его и почему, а не приписывать эту

нелюбовь всему себе.

Вы должны ясно понимать, что для самоизучения необходимо

самонаблюдение. Вы должны понимать разницу между срункциями и сознанием.

Думая о функциях, вы всегда должны уметь различить интеллектуальную,

эмоциональную, двигательную и инстинктивную функции; позитивную и негативную

части интеллектуального и инстинктивного центров; двигательную;

эмоциональную и интеллектуальную части всех центров. Вы должны изучать

внимание и понять, как посредством этого изучения вы можете различать части

центров.

В отношении к изучению сознания вы должны помнить, что вы знаете о сне

и пробужденном состоянии, различных уровнях пробужденного состояния и о

связи высших центров с более высокими состояниями сознания. Вы должны

помнить, что вашей целью является создание в себе более высоких состояний

сознания и установление связи с высшими центрами.

Вы должны помнить, что у высших центров есть множество неизвестных

функций, которые невозможно описать обычным языком. У них есть гораздо

больше силы и более глубокое проникновение в законы природы.

Вы должны помнить, что многие проблемы, неразрешимые для наших обычных

умов, становятся разрешимыми для высших центров. И вы всегда должны

возвращаться к идее постоянного 'Я' и осознать, как далеко вы находитесь от

него, и как много необходимо усилий и жертв для того, чтобы его достичь.

В работе над сознанием вы должны, во-первых, понять, что эта работа

является полностью практической. Теоретическое изучение не поможет.

Во-вторых, вы должны понять, что работа над сознанием может дать результаты,

только когда она становится постоянной или по возможности близкой к

постоянной. Судорожная, случайная, прерывистая работа не может дать

результатов. Поэтому пытайтесь

96

П. Д. Успенский

найти способы, как сделать вашу работ}' над сознанием длительной. В

начале ваш ум должен вас вести, постоянно напоминая о необходимости помнить

себя и помогая вам поймать моменты беспамятства.

Но осознайте, что ум может только лишь подготовить вас для этой работы

и вести