Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

это создаст центр

тяжести. Лучше помнить даже то, что вы не любите, чем не помнить ничего.

'Как может память пережить смерть?'

Смерть -- это ничто, вы можете не заметить ее. Если вы не замечаете,

что вы умираете в этой жизни, вы можете не заметить, что

вы родитесь в следующей.

'Является ли бессмертие невозможным для человека No1, 2 и

З?'

Да, он должен стать человеком No5. Это один ответ. Но есть

другие ответы. Например, с точки зрения возвращения, люди No1, 2 и 3

могут жить снова, могут снова вернуться, но они ничего не помнят. Для того,

чтобы помнить, они должны стать человеком No5.

'Что становится бессмертным -- сущность или физическое тело

и душа? '

Только память. Тело рождается снова, сущность рождается

снова, личность создастся снова. Поэтому это вопрос не бессмертия, а

памяти. Мы можем жить десять тысяч раз без какого-либо преимущества, если мы

не помним. Если механическое бессмертие было бы возможным, в этом не было бы

никакого преимущества. Мы должны помнить себя и помнить события, чем больше,

тем лучше. Снова я напоминаю вам: Полезно и необходимо помнить, что мы не

помним, никогда не помним и что мы не знаем того, что мы не помним.

'Правильно ли я понял, что вы сказали: если что-нибудь в нас

выживает, то это память?'

Возможно, не совсем, потому что память обычно исчезает первой, если

что-нибудь выживает. Память неустойчива.

'Мне кажется, что для того чтобы осознать, где мы упустили

32

П. Д. Успенский

возможность в предыдущей жизни, нам, во-первых, следует достичь момента

пробуждения в этой жизни'.

Очень хорошо. Только сначала сделайте это.

'Когда я оглядываюсь на возможности, упущенные в этой жизни, у меня

есть чувство, что только будучи другим типом человека, я мог бы действовать

по-иному. Исходя из этого, мне кажется, что единственный способ

воздействовать на возвращение это изменить свою сущность.'

Снова, очень полезно. Но как вы можете это сделать?

'Могла бы память о предыдущем возвращении изменить чьи-либо действия?'

Этого я не знаю. Это вы увидите, когда она у вас будет.

'Правда, что жизнь в возвращении проживается не в точности так же, как

и предыдущая?'

Начало то же самое.

'Сохраняем ли мы тот же самый уровень бытия в возвращении от одной к

другой?'

Поэтому поводу есть различные теории. По одной теории, если человек

приобретает нечто в одной жизни, то этому суждено расти. Но есть много

других теорий.

'Находится ли память в сущности?'

Лучше сказать, что она связана с 'Я', находящимся в личности. Имеется

много различных видов памяти; обычная память, память того, что мы слышим,

память об этой системе, память запахов, память дорог. Но мы говорим о той

памяти, которую мы знаем. Очень легко испортить эту память.

'Есть люди с фотографической памятью. Являются ли они сознательными? '

Есть много различных видов памяти. У вас есть определенный вид памяти.

У другого -- другой. Но вы можете использовать свой вид памяти лучше или

хуже, будучи более или менее сознательным. Память находится во всех центрах.

В одном центре она может быть немного лучше, чем в другом, но есть только

один метод сделать ее сильной -- стать более сознательным. Не только каждый

центр имеет свою собственную память, но также некоторые виды памяти

принадлежат сущности, а некоторые -- личности.

'Является ли память функцией тела? Можно ли ее сравнивать с движением?'

Вы можете се назвать функцией тела, если вам нравится. Но зачем ее

сравнивать с движением? Одна вещь не похожа на другую. Память -- это нечто в

нас, может быть в сущности, может быть в личности. Мы вспоминаем в личности,

но память о вкусе и запахе находится в сущности. Но в действительности

человек вспоминает в личности.

2-1876

33

Совесть: поиск истины

'Что мы должны делать, чтобы не испортить нашу память?' Во-первых,

работать над воображением, во-вторых, -- над ложью.

Эти две вещи разрушают нашу память. Когда мы впервые

говорили о памяти, люди воспринимали это как забаву, они не осознавали,

что человек может полностью разрушить свою память. Борьба с воображением

также не спорт или упражнение.

'Что нам может помочь, чтобы распознать ложь в себе?'

Имеется много различных вещей, во-первых -- анализ фактов, слов и

теорий.