Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

я терял нить внимания,

снова се находил и затем опять терял. Наконец я почувствовал внутри нелепое

раздражение и свернул на улицу влево, твердо решив удерживать свое внимание

на факте, что я буду помнить себя по крайней мере некоторое время, во всяком

случае, до тех пор, пока не дойду до следующей улицы. Я дошел до

Надеждинской, не теряя нити внимания, за исключением, возможно, кратких

моментов. Затем я снова повернул в направлении к Невскому, осознав, что на

тихих улицах для меня проще не терять нить внимания, и желая поэтому

проверить себя на более шумных улицах, я добрался до Невского, все еще помня

себя, и уже начал испытывать странное эмоциональное состояние внутреннего

мира и уверенности, которое приходит после больших усилий подобного рода.

Как раз на углу Невского был табачный магазин, где делали мои сигареты. Все

еще помня себя, я подумал, что зайду и закажу сигарет.

Спустя два часа я пробудился далеко на Таврической. Я ехал на извозчике

в типографию. Ощущение пробуждения было необычно живым. Я могу сказать, как

будто пришел в себя. Я сразу все вспомнил. Как шел по Надеждинской, как

помнил себя, как подумал о си-

20

П. Д. Успенский

гарстах, как на этой мысли я, похоже, весь и провалился и исчез в

глубоком сне.

В то же самое время погруженный в этот сон я продолжал выполнять

последовательные действия. Я покинул табачный магазин, зашел к себе в

квартиру на Литейном, позвонил в типографию, написал два письма. Затем я

снова вышел из дома, прошелся по левой стороне Невского до Гостиного Двора,

собираясь идти на Офицерскую. Затем я изменил решение, так как было уже

поздно. Я взял извозчика и поехал на Кавалергардскую к моим издателям. И по

пути, проезжая вдоль Таврической, я начал чувствовать странное беспокойство,

как будто я что-то забыл. И внезапно я вспомнил, что я забыл вспомнить себя.

6

^(На встречах в Лондоне с 1935 по 1941 гг. и на встречах в Нью-Йорке в

1944 и 1945 гг. Успенскому задавали много вопросов о памяти и возвращении.

Следующие разделы состоят из ответов на некоторые из этих вопросов,

восстановленных по лондонским и нью-йоркским встречам. Для того, чтобы

сохранить непрерывность и избежать повторения, некоторые из вопросов

предполагаются в ответах Успенского. Вопросы заключены в кавычки для того,

чтобы отличить их от слов Успенского, которые составляют основную часть

текста. Порядок вопросов был изменен. Включены лишь вопросы, связанные с

памятью и возвращением.)

Странная вещь -- память. У каждого есть своя собственная комбинация

способностей к запоминанию. Один человек помнит одни вещи, другой -- другие.

Неправильным будет сказать, что один лучше другого. Память может исчезать.

Имеется много различных степеней этого. Что-то может быть забыто, а затем

снова восстановлено специальными методиками или вообще полностью исчезнуть.

'Почему некоторые люди имеют больше способностей для игр с мячом, чем

другие?'

Имеется много различных видов двигательного центра с различными типами

памяти. Нет ни одного человека, похожего на другого. Один может делать одну

вещь лучше, другой - иную. Имеются тысячи впечатлений, поэтому[7]

комбинации всегда различны. Я говорил несколько раз о различных типах

человека -- No1, No2, No3 и т. д. (Первый помнит лучше 'свой' тип

впечатлений, второй -- 'свой').

''Состоит ли жизнь из воспоминаний от момента к моменту?'

Нет, это слишком усложнено. Вы знаете, что есть много различных видов

памяти. И память является пассивной, вы не используете ее. Жизнь, можно

сказать, процесс.

'Что может сделать человек, чтобы усилить память?'

21

Совесть: поиск истины

Если вы больше себя помните, ваша память будет лучше. 'До того, как я

пришел в систему, у меня была очень ясная память о том, что произошло в

прошлом. Сейчас, если я вспоминаю прошлое, то это просто память о памяти.

Происходит ли это вследствие того, что я немного более пробужден?'

Возможно это было связано с сильными отождествлением. Когда вы смотрите

на воспоминания без отождествления, они становятся слабее и может исчезнуть.

'Является ли полное неотождествление самовоспоминанием?' Отождествление

и самосознание являются двумя разными сторонами одной и той же вещи.

'Полезно ли с практической точки зрения думать о событиях

прошлого