Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

для того, чтобы преодолеть одно и

приобрести другое. Читатель, оказавшийся смущенным конфликтующими

стремлениями и методами многих сегодняшних культов и философий обнаружит

желанную ясность целей Успенского, как это выражено в Поверхностной

личности: 'Цель этой системы -- привести человека к сознанию'. Читатель

приобретет максимум от чтения этих пяти коротких работ Успенского, а не от

чтения о них. Тем не менее немного коротких объяснений.

Память. Выдержки из написанного и сказанного П. Д. Успенским о памяти,

самовоспоминании и возвращении.

Подобно другим работам в этом томе, 'Память' частным образом была

напечатана в Стоун Пресс в Кейп Тауне, Южная Африка в 1953 году. Первые

четыре раздела могут быть найдены в несколько отличной форме от книги

'Психология Возможной эволюции человека'. Пятый раздел составлен из цитат

'Поисков чудесного', разделы шесть и семь были воспроизведены на основе

записей некоторых встреч Успенского в Лондоне и Ныо-Иорке.

Главной темой 'Памяти' является тот факт, что в реальности мы помним

очень мало из нашей жизни, и что это происходит из-за того, мы помним лишь

моменты сознания. Сознание по Успенскому было не просто противоположностью

сну и бессознательности. Сознание -- это осознанность самого себя,

самовоспоминание. Успенский затем обсуждает, как мы можем приобрести

истинное самосозна-

9

Совесть: поиск истины

ние и с ним полную память и постигнуть целостность бытия (как

противоположность просто существованию в механическом состоянии).

Поверхностная личность. Изучение воображаемого чело-

века.

Эта книга, опубликованная в 1954 году, составлена целиком из встречах с

1930 по 1944 гг. 'Поверхностная личность' построена вокруг угверждения

Успенского, что 'главная черта нашего бытия состоит в том, что мы являемся

не одним, а множеством'. Из-за того, что человек полностью не осознает себя,

он также не осознает множество противоречивых желаний, вер, эмоции и

предубеждений, которые перекатывают его от одного места к другому. У него

нет никакого 'центра тяжести', и, испытывая в нем недостаток, он не способен

поддерживать фиксированную цель в течение какого-либо отрезка времени. Хотя

он может верить, что он сам определяет направление собственной жизни,

человек, в действительности, бросается из одного желания в другое набором

внешних влияний. Человек может преодолеть это состояние, только осознавая

свои множественные 'Я', останавливая выражение негативных эмоций,

отождествление, ложь и другие элементы 'ложной личности'.

Самоволие. Подборка сказанного П. Д. Успенским главным образом о

необходимости подчинения самоволия как о подготовке для роста воли.

Двести копий этой книги были напечатаны в Кейп Таунс в 1955 году, текст

был напечатан на основе ответов и вопросов во время встреч, проводившихся П.

Д. Успенским в Лондоне и Нью-Йорке в 1935 -- 1947 гг. 'Человек, -- говорил

Успенский, -- не имеет никакой воли, а только самоволие ('желание иметь свой

собственный путь') и своеволие ('желание делать что-нибудь просто потому,

что мы не должны делать'). Оба исходят из минутных приходящих желаний разных

'Я', из которых состоит человек. Истинная воля присутствует лишь в

сознательном человеке и является целью, которую возможно достичь в школе

четвертого пути. Самоволие и своеволие трудно уничтожить, потому что они

являются частью нашей иллюзии нашей нынешней сознательности и способности

'делать'. На самом деле эта способность заключается в завершении чего-либо с

помощью первоначального намерения, а не с помощью механического,

рефлекторного ответа на внешние влияния.

10

П. Д. Успенский

Негативные эмоции. Синтез сказанного и написанного П. Д. Успенским по

поводу негативных эмоций.

Эта работа, первоначально изданная в 1953 году, была взята из

неопубликованных высказываний и записей П. Д. Успенского, за исключением

некоторых определений и терминов, которые были заимствованы из

'Психологических лекций', опубликованных частичным образом в 1934-1940 гг.

'Негативные эмоции' -- это эмоции насилия или депрессии. Успенский

утверждал, что такие эмоции бесполезны и разрушительны, и, несмотря на наши

протесты, они возникают не из внешних провокаций, а наоборот, из нас самих.

Однако