Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

и бороться с механичностью в себе, против

непроизвольных действий, против мечтания, против ненужных разговоров, против

воображения и против сна. Ему[7] объясняется, что его знание

зависит от его бытия. Делая один шаг по линии

101

Совесть: поиск истины

знания, человек должен сделать шаг по линии бытия. Принципы школьной

работы, все требования к ученику, правила, которые он должен помнить - все

помогает ему изучать свое бытие и работать над его изменением.

Вопрос: Почему необходимо знание?

Успенский: Целью человека, который осознает свое состояние и положение,

становится изменение бытия. Это изменение настолько трудно, что оно

фактически было бы невозможным, если бы ему не помогало знание.

Вопрос: Может ли изменение бытия, то есть достижение определенного

уровня, дать знание?

Успенский: Нет, не может. Знание и бытие выражают две стороны

человеческой природы, которые могут развиваться и расти, но для своего

развития они требуют различных усилий.

Вопрос: От чего зависит понимание, от знания или от бытия?

Успенский: Ни знание, ни бытие не могут по отдельности дать правильное

понимание. Причина этого в том, что понимание является результирующим знания

и бытия. Рост понимания возможен только при одновременном росте знания и

бытия. Если оно слишком сильно перерастает другое, то понимание не может

развиваться в правильном направлении.

Вопрос: Что подразумевается под ростом знания и ростом бытия?

Успенский: Рост знания означает переход от частного к общему, от

деталей к целому, от иллюзорного к реальному. Обычное знание или то, что

называется знанием, является всегда знанием деталей без знания целого,

знанием листьев или прожилок и зазубрин листьев без знания о самом дереве.

Реальное знание не только показывает данную деталь, но также и место,

функцию и значение этой детали в целом. В нашем обычном знании иногда мы

приближаемся к реальным знаниям. Например, в обычной системе обозначения

каждый номер не только определяет силу, но и показывает место этой силы в

серии сил от нуля до бесконечности. Все реальное знание имеет эту природу.

Реальное знание приходит от высшего разума, т. е. от разума людей, достигших

вершин возможного для человека развития. Оно называется объективным знанием,

в отличие от знания обычных людей, которое называется субъективным знанием.

Объективное знание является школьным знанием, т. с. знанием, приобретенным в

школе, человек не может добыть его собственным умом и приобрести из книг.

Одна из первых идей об объективном знании состоит в том, что знание

реального мира возможно, но только при условии, что человек способен

использовать принципы относительности и масштаба и знает фундаментальные

законы вселенной, за-

102

П. Д. УСПСНСК! I и

кон трех и закон семи. Подход к изучению объективного знания начинается

с изучения объективного языка. Следующий шаг -- это изучение себя, которое

начинается с понимания места человека во вселенной и изучения человеческой

машины. Знание себя является и целью и средством.

Человек, не имевший школьного обучения, т. е. человек с субъективным

способом мышления, живет, окруженный иллюзиями в первую очередь о себе

самом. Он думает, что имеет волю и возможность выбора в каждый момент своей

жизни; он думает, что может делать; он думает, что обладает

индивидуальностью, т. е. чем-то постоянным и неизменным; он думает, что

имеет 'Я' или эго, также постоянное и неизменное; он рассматривает себя как

сознательное существо и полагает, что способен устроить жизнь на Земле в

соответствии с указаниями здравого смысла и логики; его обычное состояние

сознания, в котором он живет и действует, он называет ясное сознание, в то

время как в действительности -- это сон. В этом сне он живет, пишет книги,

изобретает теории, ведет войны, убивает других спящих людей и умирает сам,

даже не подозревая, что может пробудиться. Он не осознает возможности

развития и роста. Он приписывает себе то, чем не обладает. Но он не знает,

как велико то, что он может приобрести. Если это человек научных взглядов,

то он не допускает никакой возможности индивидуальной эволюции вне обычного

интеллектуального развития в течение жизни. Вместо этого он признает

возможность эволюции человека как вида и считает такую эволюцию