Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

комнате. Эту

разницу нужно понять в первую очередь.

Снова и снова мы должны возвращаться к вопросу, что мы хотим получить

от работы. Не используйте терминологию системы, но найдите, чего вы сами

хотите. Если вы говорите, что хотите стать сознательным, это очень хорошо,

но почему? Что вы хотите приобрести,

71

Совесть: поиск ислтлы

став сознательным? Вы не должны думать, что вы немедленно сможете

ответить на этот вопрос. Это очень трудно. Вы должны продолжать возвращаться

к нему[7]. И вы должны понимать, что до того, как придет время,

когда вы будете способны получить то, что вы хотите, вы должны знать, что

это такое. Это очень определенное условие. Вы ничего не сможете получить до

тех пор, пока не знаете этого и не можете сказать: 'Я хочу это'. Тогда,

возможно, вы сумете это получить, или, возможно, вы не сумете, но вы никогда

не сможете этого получить до тех пор, пока вы не знаете, что это такое.

Также вы должны хотеть вещи в правильном порядке.

Вопрос: Что это означает?

Успенский: Человек должен изучать и понимать правильный порядок

возможности. Это очень интересный предмет.

Вопрос: Вы имеете в виду в системе?

Успенский: С помощью системы. Но вы можете сформулировать это

по-своему. Вы должны быть искренни с самим собой. Вы должны точно знать,

чего вы хотите, и затем вы спрашиваете себя:

'Способна ли эта система помочь мне получить это?' и т. д. Но

необходимо знать, что вы хотите.

Мы не являемся теми же самыми два дня подряд. В одни дни мы будем более

удачливы, в другие - менее. Все, что мы можем сделать, -- это контролировать

то, что мы можем. Мы никогда не сможем контролировать более трудные вещи,

если мы не контролируем легкие вещи. Каждый день и час имеются вещи, которые

мы могли бы контролировать, но не делаем этого, поэтому у нас не может быть

новых вещей для контроля. Мы запущенными вещами. Главным образом мы не

контролируем наше мышление. Мы думаем смутным образом о том, что мы хотим,

но если мы не формулируем, что мы хотим, тогда ничего не случится. Это

первое условие, но есть много препятствий. Я говорил о цели потому, что я

советую вам подумать об этом, просмотреть, какие мысли и цели у вас уже

были, и как бы вы определили свою цель сейчас, после изучения этих идей.

Бесполезно определять цель, которая не может быть достигнута, но если вы

определяете цель, которую вы можете надеяться достигнуть, тогда ваша работа

будет сознательной, серьезной. Если бы меня спросили, что человек может

приобрести в работе, то я бы ответил: 'Если он действительно работает, тогда

могу пообещать, что после некоторого времени работы он увидит себя'. Все

другие вещи, которые он может получить, такие, как сознание, единство, связь

с высшими цс играми, все придут после этого, и мы не знаем, в каком порядке

они придут. Но мы должны помнить одно -- до тех пор, пока мы не получим

этого, до тех пор, пока мы не увидим себя, мы не сможем получить ничего

другого. До тех пор, пока мы не начали работать, имея в виду эту цель, мы не

можем сказать, что мы начали работать. Поэтому, после неко-

72

П. Д. Успенский

торого времени мы должны быть способны сформулировать нашу насущную

цель: увидеть себя. Даже не знать себя (это предмет позже), а увидеть себя.

Успенский: Даже знание н понимание не сможет помочь, если человек не

работает над бытием. Если воля не растет в то же самое время, человек будет

способен понять, но не будет способен что-либо делать.

Вопрос: Вы говорите, что возможно понимать, и тем не менее быть

неспособным что-либо сделать?

Успенский: Да, если с самого начала человек не делает серьезных усилий

для того, чтобы развить волю. Если воля остается неразвитой, тогда развитие

понимания не может помочь, человек может многое понимать, но в то же самое

время быть неспособным что-либо сделать.

Вопрос: Является ли воля частью бытия?

Успенский: Да, так же, как сознание и понимание. Только если вы слишком

много работаете над пониманием и игнорируете волю, тогда вместо того, чтобы

расти более сильной, ваша воля станет слабее или останется такой же, как и

была. С нашей волей -- волей человека No1, 2 и 3 мы можем контролировать

один центр, используя всю возможную для нас концентрацию. Мы никогда не

можем контролировать два или три центра, и тем не менее