Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

Успенский зарабатывал на

жизнь с помощью слов и прекрасно осознавал как их действенность, так и их

непокорность. Хорошо составленные на странице слова могли бы выразить мысль

так, как не смогла бы обычная речь: с другой стороны, далеко не безупречно

написанное предложение могло бы из-за своей двусмысленности внести больше

неясности, чем прояснить. Успенский осознавал важность точного слова в

нужном контексте, поэтому часто в течение нескольких лет после написания

просматривал рукопись снова и снова. Типичным примером является повесть

'Странная жизнь Ивана Осокина', написанная в 1905 году, но не опубликованная

до 1915 года. Несколько его книг, включая хорошо известную 'В поисках

чудесного: фрагменты неизвестного учения', он вообще предпочел не

публиковать. 'В поисках чудесного' появилась как рукопись в 1925 году, в

1930-х годах читалась вслух членами Лондонской группы Успенского, прошла

множество пересмотров и все же не была опубликована при жизни Успенского.

Люди, которые хорошо знали Успенского и которые посещали его встречи,

вспоминают, как часто он подчеркивал важность верного слова для определения

конкретного состояния, его отказ вовлекаться в использование религиозного и

философского жаргона и его осознание, что ни одно утверждение не имеет

смысла, если взято вне контекста. Один из его бывших учеников комментировал:

'Если кто-то начал вопрос со слов 'Господин Успенский говорил на прошлой

неделе...' он бы выслушал вопрос и затем спросил: 'но в какой связи я это

говорил?' Многие также помнят его уважение к 'ужасающей' власти печатного

слова. Он понимал, что философия, однажды заключенная в книгу, подвергается

опасности остаться там

П. Д. Успенский

погребенной. Она становится предметом бесконечных разделений, или

воспринимается как евангелие, и она становится такой же мертвой, как и

законы медесов и персов. Поэтому Успенский осознавал риск публикации книги и

не спешил увидеть свои работы среди твердых обложек.

Успенский был мастером как разговорного, так и печатного слова. В

первую очередь он был учителем, и пять глав этой маленькой книги не являются

результатом работы человека, пишущего в одиночестве в тишине кабинета, но

это труды учителя, объясняющего систему идей, которые могут быть постепенно

оценены и правильно поняты с помощью вдумчивых вопросов слушателей и их

искреннего желания научиться.

Двадцать шесть лет (1921-1947 гг.) Успенский руководил встречами, на

которых люди, заинтересованные работой в системе, могли услышать основную

лекцию, затем прояснить ее знание для себя, задавая точные вопросы

(правильная формулировка вопроса была частью самодисциплины, требуемой

Успенским). Как вспоминает один из членов кружка 'О': 'Лекции читались в

группах из 60 или 70 человек один раз в неделю в течение трех месяцев.

Встречи длились два часа, обычно в первой части читалась лекция, а затем

предлагалось задавать вопросы, на которые отвечал Успенский. ... Во время

встреч, как правило, велись стенографические записи, и после смерти

Успенского сделана большая подборка выдержек из них и опубликована под

названием 'Четвертый путь' в 1957 году. В этой книге есть очень много

материала для изучения.., но трудно извлечь самородки'.

Настоящий том состоит из пяти коротких очерков, которые первоначально

были изданы как отдельные книги с 1952 по 1955 гг. после смерти Успенского,

перед составлением 'Четвертого пути'. Книга была напечатана для частного

распространения, было выпущено не более 300 копий, но они не продавались н

были недоступны для широкой публики до настоящего времени. Подобно

'Четвертому пути' пять глав в этом томе были построены и из сказанного

Успенским на этих встречах. В отличие от размаха этого большого тома, здесь

каждый очерк концентрируется на одном принципе системы таким образом, что

'извлечь самородки' становится легче.

Ценность этой книги в том, что взятые вместе, очерки раскрывают

практическую психологическую сторону системы, изложенной Успенским, а взятый

по отдельности, каждый может быть прочитан за один раз и каждый может, таким

образом, служить ключом для приближения к богатству материала, содержащегося

в более объемных книгах Успенского. При подборе и редактировании отрывков из

записей встреч Успенского было приложено