Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

нормальном человеке. В

действительности это другое проявление того же самого качества, что и

сознание, сознание больше работает на интеллектуальной стороне, а совесть --

больше на моральной (эмоциональной ).

Совесть помогает осознать, что является хорошим, а что плохим в его

собственном поведении. Совесть объединяет эмоции. Мы можем испытать в один и

тот же день множество противоречивых эмоций, приятных и неприятных по

отношению к одному и тому же субъекту, либо одну за другой, либо даже

несколько одновременно -- из-за отсутствия совести. Буфера являются тем, что

не позволяет одному 'Я' или одной личности, увидеть другую, но в 'состоянии

совести' человек не может не видеть всех этих противоречий. Он будет

помнить, что угром он говорил одну войн', в обед -- другую, а вечером --

третью, но в обычной жизни он не будет этого помнить пли, если он помнит, он

будет настаивать, что не знает, что хорошо, а что

плохо.

Путь к совести лежит через разрушение буферов, буфера мо-

гуг быть разрушены через самовоспоминанис и неотождествление.

Идея совести и идея буферов нуждается в длительном изучении, но когда

мы говорим о моральной стороне этой системы, то с самого начала следует

понять, что человек должен иметь понятие хорошего и плохого. Если он их не

имеет, для него ничего не возможно сделать. Он должен начать с определенного

морального чувства, чув-

38

П. Д. Успенский

ства правильного и неправильного, для того, чтобы получить больше.

Во-первых, он должен понять относительность обычной морали, и, во-вторых, он

должен осознать необходимость объективных 'правильно' или 'неправильно'.

Когда он осознает необходимость объективных постоянных 'правильно' или

'неправильно', тогда он будет смотреть на вещи с точки зрения этой системы.

Совесть находится в суишостн, а не в личности, в то время как магнетический

центр -- в личности. Магнетический центр формируется в этой жизни. Он

находится в интеллектуальной части эмоционального центра, хотя, возможно,

также в интеллектуальной части интеллектуального центра, и он построен на В

влияниях.

Кто-то спросил: 'Для того чтобы пробудить совесть, не следует ли

человеку удалить буфера?'

Совесть пробуждается, когда буфера только потрясаются.

'Как может обнаружить человек, чем являются его буфера?' -- спросил

кто-то еще.

Иногда это возможно. Если у человека есть правильное представление о

буферах, он может найти некоторые из них у себя.

Оправдания и буфера -- разные понятия. Но если одно и то же оправдание

повторяется каждый раз оно превращается в буфер.

Буфера связаны с совестью. Слово 'совесть' мы обычно используем в

обычном смысле, подразумевая эмоциональный условный рефлекс. В

действительности, совесть -- это особая способность, которой обладает

каждый. Но невозможно пользоваться ею в состоянии сна. Даже если мы случайно

почувствуем совесть на какой-то момент, это будет болезненный опыт,

настолько болезненный, что немедленно мы захотим избавиться от подобных

переживаний. Люди, у которых имеются случайные проблески совести, изобретают

всевозможные способы избавления от этого чувства. Совесть -- это способность

чувствовать одновременно все, что мы обычно чувствуем в разное время.

Попробуйте понять, что все наши различные 'Я' имеют различные чувства. Одно

'Я' чувствует, что ему что-то нравится, в то время как другое ненавидит это,

и третье 'Я' -- безразлично. Но мы не переживаем все чувства одновременно,

потому что между ними имеются буфера. Из-за этих буферов мы не можем

использовать совесть, мы не можем испытывать одновременно два противоречивых

чувства к одному объекту. Если случится, что человек все же почувствовал их,

то он будет страдать. Поэтому в нашем настоящем состоянии буфера являются

даже необходимыми, без них человек сошел бы с ума. Но если он понимает это и

готовит себя, затем, после некоторого времени, он может начать разрушать

противоречия и ломать буфера.

Ломка механических привычек, хороших ли, плохих ли, может

39

Совесть: поиск истины

быть неудобна. У нас есть правила поведения, моральные правила

приобретенные в процессе получения образования, поэтому в большинстве

случаев мы не испытываем совести, у нас слишком много буферов. Как я сказал,

они являются перегородками между