Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

нашими эмоциональными отношениями, и

переживание совести означает одновременное видение сотен вещей. Это

неприятно, и так как общий принцип жизни состоит в том, чтобы избегать

неприятных ощущений и осознаний, то мы избегаем видеть их. Таким путем мы

создаем внутренние буфера. Противоречия, видимые одно за другим, не кажутся

противоречиями, их нужно увидеть одновременно.

Мы являемся машинами, и мы должны видеть, где мы можем что-то изменить,

потому что в каждой машине, машине любого вида, имеется место, где возможно

начать изменение.

Иногда люди спрашивают, имеется ли что-либо постоянное в нас. Есть две

вещи -- буфера и слабости. Слабости иногда называются чертами, но, в

действительности, они являются просто слабостями. Каждый имеет одну, две или

три особые слабости, и каждый имеет определенные буфера, им принадлежащие.

Человек состоит из буферов, но некоторые из них важны, потому что они входят

во все его решения и во все понимания. Эти черты и буфера являются всем, что

может быть названо в нас постоянным. И нам повезло, что нет больше ничего

постоянного, потому что эти вещи можно изменить. Буфера являются

искусственными, но они не ограничены, они приобретены главным образом через

подражание. Дети начинают подражать взрослым и так возникают некоторые их

буфера. Другие буфера сознательно создаются образованием. Если бы возможно

было поместить ребенка среди пробужденных людей, он бы не заснул, но в

условиях, в которых мы живем, воображаемая личность или воображаемое 'Я'

обычно появляется в детях в возрасте семи или восьми лет. Иногда люди

спрашивают, можем ли мы видеть буфера в нашем нынешнем состоянии сознания.

Мы можем видеть их в других людях, но не в себе.

Человек разделен на четыре части: тело, душа, сущность и личность.

Личность и сущность не выглядят разделенными, но мы можем изучить, что

принадлежит сущности и что принадлежит личности. Идея души, как отдельного

организма, контролирующего физическое тело ни на чем не основана. Ближайшим

подходом к идее души, как она понималась до семнадцатого века, было то, что

называется сущностью. Термин 'душа' используется в этой системе только в

смысле жизненного принципа. Сущность, личность и душа, взятые

40

П. Д. Успенский

вместе, соответствуют тому, что обычно называют душой. Но за душой

предполагалось существование отдельно от тела, в то время, как в этой

системе мы не предполагаем, что сущность, личность и душа имеют отдельное от

тела существование. Нам говорят, что когда человек умирает или что когда

кто-нибудь умирает (человек или таракан, это без разницы) его душа (т. е.

жизненный принцип) направляется к Луне. Душа материальна, определенное

количество тонкой материи, энергии, если хотите, которая покидает тело после

смерти. У обычного человека душа не имеет никакого сознания, она просто

механична, поэтому она не страдает. Но человек может создать вид полу

осознанности, который может перейти к душе, и тогда душа, направляющаяся к

Луне, может осознавать, что с ней происходит. Это происходит только в редких

случаях и при условии, что сущность умерла в течение жизни. Тогда душа таким

образом может взять себе какое-то количество материала из сущности. В

действительности, есть много других людей, которые убивают сущность и

которые по-настоящему мертвы в жизни, но это нас не касается. Давайте

поговорим о том, что означает создать в себе Луну.

Во-первых, что такое Луна? Какова функция Луны по отношению к человеку,

отдельному человеку? Чтобы случилось, если бы эта функция Луны должна была

исчезнуть, было бы это благоденствием или наоборот? Мы знаем, например, что

Луна контролирует все наши движения, поэтому, если бы Луне пришлось

исчезнуть, мы не были бы способны сделать какие-либо движения, мы бы

обрушились, как марионетки, у которых перерезали веревки!

Мы должны осознать, что все это относится к бытию. Какие есть черты у

нашего бытия? Главная черта нашего бытия в том, что в нас много 'Я', а не

одно. Если мы хотим работать над нашим бытием, для того, чтобы сделать его

более подходящим для нашей цели, мы должны пытаться стать одним. Но это

очень далекая цель. Что значит стать одним? Первым шагом, который еще

слишком далек, является создание постоянного центра тяжести. Это то, что

имеется в виду под созданием