Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

зависеть от

привычных ассоциаций, оно не улучшится, но, принимая новые точки зрения, мы

можем создать новые ассоциации. Например, мы привыкли думать в крайностях --

все или ничего, но необходимо понять, что все новое приходит сначала во

вспышках. Оно приходит и затем исчезает. Только после определенного времени

эти вспышки станут более длительными и затем еще длительнее, настолько, что

вы сможете видеть и замечать их. Ничто не приходит сразу в завершенной

срорме. Все, что может быть приобретено, приходит, затем снова исчезает,

снова приходит, снова исчезает. После длительного времени оно приходит и

остается ненадолго, и вы становитесь способны дать этому имя, заметить это.

Я не хочу приводить пример, потому что это приведет к воображению. Я только

лишь скажу, что с помощью определенных усилий по самовоспоминанию человек

смог бы увидеть что-то, что он сейчас не может видеть. Наши глаза не так

ограничены, как мы думаем. Имеется много вещей, которые способны видеть, но

не видят. Мы не можем воспринимать до тех пор, пока мы не думаем по другому.

У нас есть контроль только над мыслями, у нас нет контроля за восприятием.

Восприятие не зависит от нашего желания или решения, оно главным образом

зависит от нашего состояния сознания, от степени пробуждснности. Если

человек пробудился на достаточное время, скажем на один час, он может видеть

многое, что он не видит сейчас.

Вопрос использования правильного отношения как оружия 90

П. Д. Успенский

против негативных эмоций требует понимания, это подразумевает наше

отношение к самим эмоциям, потому[7] что мы можем иметь

правильное и неправильное отношение к нашей нсгативности. Оно отлагается в

разных случаях, и здесь не может быть никакого обобщения. Сейчас мы должны

рассмотреть отношения сами по себе и осознать, что положительное отношение

является правильным в некоторых случаях, а негативное отношение является

правильным в других случаях. Позитивное отношение принадлежит к той части

интеллекта, которая говорит 'да', а негативное отношение -- к части, которая

говорит 'нет'. Так же могут быть другие отношения, но эти два наиболее

важны. Недостаток понимания по поводу некоторых предметов или проблем может

быть вызван просто неправильным к ним отношением. Есть люди с негативным

отношением ко всем и вся и есть люди, которые пытаются культивировать

позитивное отношение ко всему, по поводу чего им следовало бы иметь

негативное отношение. Используя слово 'негативный' и 'позитивный' в обычном

смысле одобрения и неодобрения, мы можем сказать, что для того, чтобы понять

некоторые вопросы, у нас должно быть негативное отношение, в то время как

другие можно понять лишь позитивно. Слишком много неразборчивого позитивного

отношения может испортить все так же, как и постоянно негативное отношение

ко всему. Но иногда негативное отношение является полезным, потому что в

жизни есть много такого, что можно понять лишь только через достаточно

сильное негативное отношение. Конечно, отождествление с негативным

отношением вызовет отрицательную эмоцию, но этого можно избежать, и очень

часто отождествление является результатом неправильного отношения. Как ни

парадоксально это кажется, мы имеем так много отрицательных эмоций потому,

что у нас нет достаточно негативного отношения к негативным эмоциям. С

другой стороны, в тот момент, когда у вас есть негативное отношение к любой

из вещей, связанной с этой работой развития, вы перестаете ее понимать.

Мы должны понять, что у нас нет никакого контроля, что мы машины, что с

нами все случается. Простой разговор об этом не изменяет этих фактов. Для

того, чтобы перестать быть механичным, нужно что-то еще. Необходимо

изменение отношения. Отношение может быть независимым от эмоции, и до

определенной степени оно может быть под нашим контролем. Например, у нас

есть некоторый контроль над нашим отношением к знанию, к друзьям, к этой

работе и к самоизучению. Отношение в действительности есть точка зрения, и

если точка зрения правильная -- то будет один результат, а если она

неправильная -- другой. Необходимо понять, что мы не можем делать вещи, но

мы можем изменить наши отношения.

Правильное отношение может быть постепенно развито путем изучения себя

и жизни, в соответствии со специальным путем,

91

Совесть: поиск