Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

В конце концов дошло до того, что буквально нет такого зла,

которое не взялись бы оправдывать люди, боровшиеся со злом. Это были случаи

из трудных. С другими я справлялся еще легче. Иногда, когда я замечал

появление вредных фантазий, я говорил людям, что это -- тайна, и что эту

тайну нужно оберегать от непосвященных. Это прекрасно действует на людей.

Во-первых они начинают чувствовать себя посвященными, а во-вторых, начинают

открывать новые 'тайны', как раз те, какие мне нужно. Любовь к ближним и

тайна, это -- мои любимые орудия. Фальсификация на этой почве дает особенно

богатые результаты. Это применяется особенно для борьбы против мистики.

Мистика -- самая опасная вещь для потомков Адама. Они легче всего узнают

друг друга на почве мистики. И есть старое предание, что именно, объединяясь

на так называемых мистических исканиях, потомки Адама победят потомков

животных и будут управлять миром. -- А это может случиться? -- Не думаю,

презрительно -- сказал дьявол. -- Во всяком случае мы стоим на страже и

следим, чтобы этого не случилось. Но понимаешь, потомки Адама, как это ни

глупо, в глубине души все-таки считают всю жизнь сном и все мечтают

проснуться и увидать что-то другое. -- И вы боитесь, что они проснутся?

- сказал я. -- Возможность есть, конечно, -- сказал дьявол. -- Я же с

П. Д. Успенский

этого начал. Я говорил тебе, сколько труда и самопожертвования

требуется часто от нас, чтобы держать вас на земле.

-- Я не вижу никакого самопожертвования, -- сказал я. -- Ты не видишь,

да. Конечно, ты не видишь, потому что я ничего не показывал тебе. Те

примеры, которые я приводил, относятся к людям, поддающимся лжи. Но бывают

очень трудные случаи. Дело в том, что, ведь, говоря правду, самый верный

способ, это тот самый способ, который мы применили к Адаму. Только теперь

этот способ требует гораздо больше труда и самопожертвования. Тогда змею

легко было принести плодов Еве. Но теперь это принимает совсем другие формы.

И многим из нас приходится прямо отдавать всю свою жизнь, чтобы держать на

земле какого-нибудь упрямого человека. Но и это еще не все. Главная

опасность для нас заключается в том, что время от времени потомки Адама

начинают понимать что их много и начинают искать и находить пути к сближению

друг с другом. Вот опасность. Пока они идут одиночками, мы с ними

справляемся тем же способом, каким справились с Адамом, хотя это и требует

много труда. Но, когда их делается много, когда сразу и тут, и там начинают

образовываться очаги заразы, и когда между этими очагами начинают

протягиваться нити, тогда мы, действительно, чувствуем опасность, и тогда

приходится прибегать к другим более сильным средствам. Но я хочу показать

тебе удивительный случай самопожертвования с нашей стороны. Вы, люди, ни на

что подобное не способны. Ты помнишь на Цейлоне этого длинного англичанина

Лесли Уайта. Вот, смотри, я покажу тебе страничку из его жизни. Дело в том,

что он не шутя начал увлекаться этими фантазиями, и справляться с ним

делается довольно трудно. Дьявол протянул руку. Скалистая стена направо от

меня расступилась, и я увидел освещенную вечерним солнцем улицу Коломбо,

около парка Виктории. Со всех сторон шли сады с низкими решетками или

каменными заборами, и только кое-где из-за земли виднелись крыши и веранды

домов. Цветущие деревья -- 'огненное дерево' с ярко-красной плоской шапкой

цветов, голубые, желтые, лиловые деревья; особенная цейлонская розовая

земля; на перекрестках огромные баньяны, в сравнении с другими деревьями

похожие на слонов, и у прудов -- толстые, желтые бамбуки с темной листвой.

Эта часть Коломбо, называемая 'Коричневые сады' -- настоящий город-сад.

Среди улицы бежал черный рикша со своей колясочкой. В Колясочке сидел

человек в белом костюме и широком солнечном шлеме, какие носят на Цейлоне. Я

узнал в нем своего знакомого, молодого англичанина Лесли Уайта.

Я познакомился с ним за несколько месяцев до этого на юге Цейлона, на

празднике в буддийском монастыре, и потом мы с ним вместе долго сидели в

келье у ученого бхикку, разговаривая о буддизме. Лесли Уайт во многих

отношениях был непохож на среднего

179

Совесть: поиск истины

рядового англичанина, какого вы встречаете в колониях. В нем совершенно

не было комичного снобизма