Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

они

опасны и насколько важна необходимость борьбы с ними. Но мы находим для них

слишком много оправдании и плаваем в море самосожалепия и самости, как в

случае, когда мы находим вину во всем, кроме самих себя.

Перед тем, как говорить дальше о негативных эмоциях, необходимо очень

коротко резюмировать фундаментальную идею, на которой основано наше изучение

человека. Человек, такой, как мы его знаем, является незавершенным

существом, природа развивает его только до определенной точки и затем

оставляет его либо для развития собственными усилиями или средствами, либо,

для того, чтобы жить и умереть таким, каким он родился. Человек приписывает

себе многие силы, способности и качества, которыми он не обладает, и

которыми он никогда не будет обладать, если он не сможет стать завершенным

существом. Человек не осознает, что в действительности он является машиной,

у которой нет независимых движений, которая приводится в движение внешними

влияниями. Наиболее важным качеством, которое человек приписывает себе, но

не обладает им является сознание. Под сознанием мы подразумеваем

определенный вид осознанности в человеке, осознанности в себе, в том, что он

есть, что он чувствует или думает, или где он находится в этот момент. Вы

должны помнить, что человек не одинаково сознателен все время, и что в

соответствии с тем путем, каким мы изучаем человека, мы считаем, что он

может пребывать в четырех состояниях сознания. Ими являются: сон,

пробужденное состояние, или относительное сознание, или самосознание, и

четвертое состояние сознания, или объективное сознание.

Но в обычной жизни человек ничего не знает об объективном сознании и в

этом направлении невозможны никакие эксперименты. Фактически, человек живет

только в двух состояниях: одна часть его жизни проходит во сие, а другая

часть в том, что называется про

82

П. Д. Успенский

буждснным состоянием, хотя в действительности оно очень немногим

отличается от сна. Поэтому, когда мы говорим о сознании, мы подразумеваем

сознание большее, чем в нашем обычном бодрствующем состоянии. У нас нет

никакого контроля над этим состоянием, но у нас есть определенный контроль

над тем, как мы думаем об этом, и мы можем построить наше мышление таким

образом, чтобы привнести сознание. Придавая нашим мыслям то направление,

которое бы они имели в момент сознания, мы можем пробудит сознание. Эту

практику мы называем самовоспоминанием. В дальнейшем в отношении изучения

человека мы говорим о необходимости понять четыре главных функции

человеческой машины -- интеллектуальную, эмоциональную, двигательную,

инстинктивную -- и попытаться наблюдать различия в качестве их проявлений в

каждом из трех состояний сознания. Все четыре функции могут проявлять себя

во сне, но их проявления бессвязны и ненадежны, они никак не могут быть

использованы, они просто происходят сами по себе. В состоянии относительного

сознания, или пробужденного состояния, они могут до определенного предела

служить для нашей ориентации. Их результаты можно сравнить, проверить,

исправить и, хотя они могут создать множество иллюзий, все же, в нашем

обычном состоянии у нас нет ничего другого, и мы должны делать с их помощью,

что мы можем. Если бы мы знали количество неправильных наблюдений, теорий,

неправильных заключений и выводов, сделанных в этом состоянии, мы бы вообще

перестали себе верить. Но люди не осознают, насколько могут быть обманчивыми

их наблюдения и теории. Они продолжают в них верить. Именно это удерживает

человека от наблюдения тех редких моментов, когда его функции проявляют себя

в связи с проблеском третьего состояния сознания, или самосознания.

Наблюдение функций -- это длительная работа. Необходимо найти много примеров

для каждой. В процессе обучения мы начинаем видеть, что мы не можем

подходить ко всему с одинаковым отношением, что мы не можем наблюдать себя

беспристрастно. Неизбежно мы видим, что некоторые функции правильны, а

другие -- нежелательны, с точки зрения нашей цели. И у нас должна быть цель,

иначе никакое изучение не сможет дать никакого результата. Если мы осознаем,

что мы спим, то целью будет -- пробудиться. Если мы осознаем, что мы машины,

то целью будет -- перестать быть машинами. Если мы хотим быть более

сознательными, мы должны изучать то, что мешает