Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

избавиться в течении десяти жизней. Вот

почему настоящий момент всегда подчеркивается в индийской литературе. Это

может быть в форме сказки, но принцип один.

'Можно ли что-нибудь узнать о сущности из младенческой памяти, которая

сохранилась у нас?'

Вы можете, если у вас хорошая память и если вы можете найти в себе

вещи, которые изменились, и вещи, которые не изменились.

'Имеется ли какой-либо признак, с помощью которого вы можете сказать,

что мы раньше не были в этом доме?'

Никто не может сказать. Я знаю только, что я не был раньше в этом доме.

'Тогда и мы не были?'

Я не знаю. Но вы будете значительно ближе к истине, если вы примете

это, как происходящее впервые. Если мы делали что-либо раньше, то это было

лишь только для того, чтобы сделать это возможным сейчас.

'Означает ли идея параллельного времени, что все моменты параллельно

существуют? '

Да, очень трудно об этом думать. Конечно, это означает веч-

25

Совесть: поиск истины

ность момента, но наши умы не могут думать таким образом. Наш ум

является очень ограниченной машиной. Мы должны думать наилегчайшим образом и

принимать это в расчет. Легче думать о повторении, чем о вечном

существовании момента. Вы должны понять, что наш ум не может правильно

сформулировать вещи такими, как они есть. Мы можем сделать только

приблизительные формулировки. Которые ближе к истине, чем обычное мышление.

Это все, что возможно. Наш ум и наш язык являются очень грубыми

инструментами и мы вынуждены обходиться ими, имея дело с очень утонченными

вопросами и проблемами.

'Встретив систему в одном возвращении, встретит ли человек

ее в следующем?'

Это зависит от того, что человек делает с системой. Человек

может встретить систему[7] и сказать: 'Что за бессмыслицу

говорят эти люди'. Поэтому это зависит от того, сколько усилий делает

человек. Когда он делает усилия, он может что-то приобрести, и это может

остаться, если это не было только в поверхностной личности,

если это не было лишь его внешней формой.

'Если человек умирает как человек No4, возвращается ли он как человек

No4 или он теряет достигнутое в прошлой жизни, подражая негативным эмоциям и

т. п.?'

Только человек No5 может вернуться как человек No5. Он может об этом не

знать, но многие вещи для него будут легче. Человек No4 вынужден делать все

сначала, только результат будет виден раньше.

'Могла бы тенденция в одном возвращении стать привычкой

в следующем?'

Это зависит от тенденции. Если она механична, она станет

привычкой, если это сознательная тенденция, она не может стать

привычкой, потому что это две различные вещи.

Все приобретенные тенденции повторяют себя. Один человек приобретает

тенденцию изучать или интересоваться определенными вещами, он снова будет

ими интересоваться. Другой приобретает тенденцию избегать определенных

вещей. Он снова будет избегать их. Эти тенденции могут стать сильнее или

могут расти в дрмгом направлении. Нет никакой гарантии до тех пор, пока

человек достигнет определенного вида сознательного действия, когда у него

есть определенная возможность доверять себе.

'Не объясните ли вы, как для человека возможно жить в сосуществующих

жизнях одновременно в двух местах, в одно и то же

время?'

Имеется много вещей, которые выглядят невозможными, но

это потому, что наш мыслительный аппарат не достаточно хорош для того,

чтобы думать о них. Он слишком упрощает. Эти проблемы нуж-

26

П. Д. Успенский

даются в математическом мышлении. Например, если бы мы могли думать о

времени как о кривой и понимать все, что под этим подразумевается, то этот

ваш вопрос не возник бы. В этом случае мы в том же самом положении, как и

живущий в плоскости и пытающийся думать о мире трех измерений. В

действительности нет никакой проблемы. Проблема в структуре нашего ума.

Целью нашей работы является достижение третьего и четвертого состояний

сознания, которые означают мышление с помощью высших центров. Если бы мы

могли это делать, тогда бы проблема будущей жизни, абсурдные вопросы,

подобные этому вопросу о времени, и т.п., не возникали бы. В соответствии с

нашим положением вещей мы можем только строить теории. Мы знаем более или

менее как подойти к этим проблемам,