Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

впасть в воображение. Предположим, что мы вынуждены были обнаружить, что

он был в том или ином виде. Все, что мы обнаружили, будет материалом. В

литературе вы

23

Совесть: поиск истины

почти ничего не найдете по этому вопросу, потому что люди не понимают,

как изучать возвращение, но, из собственного опыта у меня есть интересные

наблюдения. Некоторые люди, у которых, как я знал, были воспоминания о

первых годах своей жизни, имели одно и то же впечатление, что их мышление не

было мышлением ребенка. То, как они воспринимали людей, как они их

распознавали, это не было психологией ребенка. Они имели полностью

сформированный ум с достаточно взрослыми реакциями, такими, какие вы не

можете вообразить сформированными за шесть месяцев бессознательной жизни.

Если их воспоминания были действительно точны, то такой ум должен был

существовать и до того. Но, как я заметил, трудно найти материал, и

большинство людей вообще ничего не помнят.

'Почему эти ранние воспоминания должны исчезнуть, когда ребенок

научится говорить?'

Ребенок начинает подражать другим детям и делать в точности то, что от

него ожидают взрослые люди. Они ожидают, что он будет тупым ребенком, и он

становится тупым ребенком.

'Как возможно знать, что помнит ребенок? Я думал, что человек рождается

с полностью пустыми центрами, и что человек помнит с помощью центров'.

Это странная вещь. Тем не менее, люди, о которых я говорю, которые не

многим отличаются от других людей, имеют достаточно определенные

воспоминания даже о своих первых месяцах, и они думают, что они видели

людей, как их видят взрослые люди, а не как видели бы дети. Они не пытаются

восстановить детальные картинки из фрагментарных и рассеянных воспоминаний,

они имеют вполне определенные впечатления домов, людей и т. д. Они похоже

имели вполне взрослое мышление. 'Я могу помнить вещи, когда мне было два

года, которые вообще не происходили. Как может человек убедиться в том, что

помнит ребенок до того, когда он начал говорить?'

Откуда вы знаете, что они не происходили? Это могло быть сном. У меня

был опыт подобного рода. Я помню, когда я был совсем еще ребенком, я был в

каком-то месте возле Москвы, и картинка этого места осталась в моей памяти.

Я не был там в течении четырех лет после этого. Затем, когда я поехал туда,

я увидел, что то место не было таким же, как в моей памяти, и осознал, что

моя память была сном. По поводу вопроса о предшествующих жизнях. Я думаю,

что некоторые люди могут что-то помнить, хотя в очень редких случаях, так

как воспоминание уже предполагает определенный уровень развития. Обычный

человек - No1, No2 и No3 не имеет никакого приспособления для такой памяти.

Сущность является механичной. Она не живет сама по себе, у нее нет никакого

приспособления для мышления, и она вынуждена думать посредством личности, а

личность не имеет никакого опыта.

24

П. Д. Успенский

'Когда вы сказали: 'Наблюдайте детей', что вы подразумевали?'

Именно это трудно понять. Если вы наблюдаете тенденции в большом

масштабе, вы можете обнаружить достаточно неожиданные проявления. Вы не

можете сказать, что они являются результатом определенной причины или

окружения, потому, что могут появиться и исчезнугь совершенно неожиданные

тенденции. Впоследствии они сохранятся на протяжении всей жизни. В таком

случае, в соответствии с теорией возвращения, тенденция могла быть

приобретена в предыдущей жизни в более поздние годы, и затем в этой жизни

она появляется очень рано.

'Тогда с точки зрения возвращения, не может ли быть так, что некоторые

важные действия, которые мы делаем между настоящим моментом и временем,

когда мы умрем, в действительности ответственны за наши тенденции сейчас?'

Вы имеете в виду предшествующие жизни? Вполне возможно. Только помните

одну вещь, эта работа не существовала ранее. Могла быть какая-то другая

работа (имеется много ее видов), но не эта. Эта не существовала, я полностью

в этом уверен.

'Я имел в виду, что это слишком глобальная идея, принять то, что между

настоящим моментом и временем нашей смерти, мы можем делать фатальные

ошибки, которые дадут нам тенденции для следующего времени'.

Конечно, в каждый момент нашей жизни мы можем создать тенденции, от

которых мы может быть не сможем