Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

момента находится вне досягаемости наших умов

Только человек No5 может вернуться таким, какой он есть

Тенденция и привычка

Проблемы времени требуют математического мышления

Память о возвращении нуждается в шести измерениях

Объяснение измерений

Время и вечность

Для того, чтобы иметь память, нужно помнить себя

Случайное самовоспоминание

Идея возвращения является полезной, но не обязательной в этой системе

Первые усилия по самовоспоминанию

Сознание собственной функции

Использование перекрестков и возвращения

Возможность момента и память

Продолжительность усилия

13

Совесть: поиск истины

Самовоспоминание па Гаре-де-Норд

Знание и бытие

Постоянный центр тяжести

Бессмертие и подмять

Различные виды памяти

Порча памяти

Приготовление к возвращению

Триады и возвращение

Возвращение и время

Материал для понимания

Эффект возвращения зависит от способностей

1

В большинстве случаев в обыденном языке слово 'сознание' используется

как эквивалент слова 'разум' (в смысле умственной активности) или в качестве

его альтернативы. В действительности, сознание -- это особый вид

осведомленности в человеке, осведомленности по отношению к самому себе, кто

он есть, что он чувствует или думает или где он находится в данный момент.

В соответствии с системой, которую мы изучаем, у человека есть

возможность пребывать в четырех состояниях сознания. Ими являются: сон,

состояние пробуждения (бодрствование), самосознание и объективное сознание.

Но хотя человек может пребывать в каждом из этих четырех состояний сознания,

в реальности он живет только в двух состояниях: одна часть его жизни

проходит во сне, а другая -- в том, что называется состоянием пробуждения

(бодрствованием), хотя на самом деле оно не многим отличается ото сна.

В отношении к нашей обычной памяти или моментов воспоминания, мы, в

действительности, помним только моменты сознания, хотя не видим этого.

Что я вкладываю в понятие память, я объясню позже. Сейчас я просто хочу

обратить ваше внимание на ваши собственные наблюдения памяти. Вы, вероятно,

заметите, что помните вещи по-разному: некоторые вещи вы помните достаточно

живо, некоторые -- очень смутно, и некоторые вы не помните совсем. Вы только

знаете, что они произошли.

Это, например, означает, что если вы знаете, что какое-то время назад

вы ходили в определенное место поговорить с кем-то, вы можете вспомнить две

или три вещи, связанные с разговором с этим человеком, но совсем не можете

вспомнить, как вышли туда или как возвращались.

14

П. Д. Успенский

Если вас затем спросить, помните ли вы, как шли туда и как

возвращались, то вы скажете, что отчетливо помните это, хотя на самом деле

вы только и знаете, куда вы шли, но не помните этого, за исключением,

возможно, двух или трех вспышек.

Вы будете изумлены, когда осознаете, как мало вы в действительности

помните. И это происходит потому, что вы помните только те моменты, когда вы

были в сознании. Вы поймете лучше, что я имею в виду, если попробуете

перенестись в раннее детство или, во всяком случае, к чему-либо, что

случилось много лет назад. Тогда вы поймете, как мало на самом деле помните,

и как есть того, что вы просто знаете или слышали, что это произошло.

Поэтому в отношении третьего состояния сознания мы можем сказать, что

человек время от времени имеет мгновения самосознания, но он не может ими

управлять. Они приходят и уходят сами по себе, поскольку управляются

внешними обстоятельствами и случайными ассоциациями или эмоциями. Возникает

вопрос: возможно ли приобрести контроль над этими мимолетными мгновениями

сознания, вызывать их чаще и сохранять их дольше или даже сделать их

постоянными?

2

Первое или низшее состояние -- это сон. ...Человек окружен

сновидениями. Чисто субъективные картины -- отражения прошлых событий, либо

отражения смутных восприятий настоящего момента -- таких, как звуки, которые

слышит спящий, ощущения, идущие от тела, слабые боли, ощущение напряжения --

проносятся через ум, оставляя очень слабые следы в памяти, или часто не

оставляя никаких следов.

Второй уровень сознания приходит, когда человек просыпается. Это второе

состояние -- то, в котором мы сейчас