Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

Петр Демьянович Успенский. Совесть: поиск истины

Петр Демьянович Успенский. Совесть: поиск истины

----------------------------------------------------------------

OCR: Сергей Кач

----------------------------------------------------------------

НЕВСКИЙ КУРЬЕР ДИАЛОГ Санкт-Петербург 1997

СОДЕРЖАНИЕ

СОВЕСТЬ: ПОИСК ИСТИНЫ.............................. 5

РАЗГОВОРЫ С ДЬЯВОЛОМ

I........................................................................

107

II.......................................................................

159

ПИСЬМА ИЗ РОССИИ 1919-ГО ГОДА.................. 208

П. Д. УСПЕНСКИЙ Биографический

очерк.......................................... 244

П. Д. Успенский

СОВЕСТЬ: ПОИСК ИСТИНЫ

ВСТУПЛЕНИЕ

Подходя к любой из напечатанных работ П. Д. Успенского, начиная с

Tertium Organum (впервые выпущена в России в 1912 году, впоследствии

переведена и опубликована в Англии в 1920 году, с тех пор неоднократно

переиздававшаяся), важно помнить, что сам Успенский мало верил в написанное

слово как основной метод достижения Истины. Нет, у этого 'О' (так члены

кружка Успенского называли его между собой) не было какого-либо неуважения к

учености или к желанию получить доступ к знанию. Сам 'прожорливый', но

разборчивый читатель, Успенский в шестилетнем возрасте впервые прочитал

Тургенева, что является ярким доказательством выдающегося таланта, уже

проявившегося в раннем возрасте.

К двенадцати годам он 'проглотил' большую часть доступной для него

литературы по естествознанию и психологии. К шестнадцати годам, по его

собственному свидетельству, он решил не получать никакой официальной ученой

степени, а сконцентрировать свое обучение на тех аспектах знания, которые

были вне и над традиционными областями обучения. 'Профессора убивают науку',

-- говорил он -- 'так же, как и священники убивают религию'. Он чувствовал,

что ни одна из официальных наук не шла достаточно далеко в исследование

других измерений, которые, конечно же существовали. Они остановились, как

говорил Успенский перед глухой стеной.

Последующее нежелание Успенского зависеть от книги как средства

передачи знания было основано на двух главных идеях, неотделимых от системы,

которой он учил. Во-первых, это была важность работы над своим собственным

развитием вместе и через школу или организованную группу. Философия

Успенского была основана на идее того, что человек является машиной,

продвигающейся через свое существование в спящем, механическом состоянии. И

для того, чтобы реализовать свой потенциал, ему следует пробудиться через

дисциплинирующую попытку постоянно помнить себя. Самовоспоминание является

трудным процессом, требующим последовательных усилий в определенном порядке.

И вознаграждением является приобретение объективных знаний с помощью школы

через самоизучение, контроль и трансформацию негативных эмоций. Это есть

пробужденное состояние в котором человек, освобожденный от 'сна наяву' будет

способен видеть высшую реальность ('эзотерическое знание'), невидимую ему на

его обычном неразвитом уровне бытия.

5

Совесть: поиск истины

Ключом ко всему этому является школьная работа, основанная на принципе,

по которому развитие знания н рост бытия должны происходить вместе для того,

чтобы возникло правильное понимание. В отлично от многих других систем

система Успенского не эффективна для одного человека, изучающего ее путем

размышления. Она не может быть понята путем только интеллектуального

изучения. Именно по этой причине Успенский подчеркивал всю свою жизнь, что

'Система не может быть изучена по какой-либо книге'. Хотя главы его книги 'В

поисках чудесного: фрагменты неизвестного учения' иногда читались вслух

старшими членами его лондонской группы, они использовались не только для

того, чтобы вспыхнула дискуссия, но также для того, чтобы показать уровень и

интенсивность работы в первоначальной русской группе. Следовательно, все

книги Успенского должны рассматриваться как введение в работу системы, а не

как 'путеводители' по выполнению этой работы.

Второй важной причиной сомнений Успенского в ценности книги как

средства обучения являлось его собственное большое уважение к силе слова.

Как выдающийся журналист дореволюционной России