Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

Луны в себе. Луна -- это постоянный центр

тяжести в нашей физической жизни. Если мы создаем центр тяжести в себе, нам

не нужна Луна.

Но, во-первых, мы должны решить, что означает отсутствие постоянного

'Я'. Мы обнаружим в этом месте множество черт, или слабостей, упомянутых

выше, но их нужно определенно установить для себя путем наблюдения. Затем мы

должны начать борьбу против этих черт, которые мешают стать едиными. Мы

должны бороться с воображением, негативными эмоциями и самоволием. Перед тем

как эта борьба увенчается успехом, мы должны осознать, что наихудшим видом

воображения, с точки зрения приобретения центра тяжести, является вера в то,

что человек может сам что-нибудь делать. После

41

Совесть: поиск истины

этого мы должны бороться с негативными эмоциями, которые нам мешают

делать то, что нам говорится в связи с этой системой. Для этого необходимо

осознать, что самоволие может быть сломлено лишь путем делания того, что

указывается человеку. Оно не может быть сломлено, когда человек делает то,

что он сам решает делать, потому что это все еще будет самоволие. Самоволие

всегда борется против чужой воли. Самоволие не может проявляться без

противопоставления себя другой воле. Для вас может быть полезным взять лист

бумаги и написать то, что составляет ваше бытие. Тогда вы увидите, что бытие

не может расти само по себе. Например, одной чертой нашего бытия является

то, что мы машины, другой -- что мы живем лишь в маленькой части нашей

машины, третьей -- наша множественность 'Я'. Мы говорим 'Я', но это 'Я'

различно в каждый момент. В один момент я говорю 'Я', и это одно 'Я', через

пять минут я говорю 'Я', и это другое 'Я'. Поэтому мы имеем много 'Я', все

на том же самом уровне и нет никакого центрального контролирующего 'Я'. Это

состояние нашего бытия, мы никогда не являемся одним и мы никогда не

являемся теми же самыми. Если вы напишете все эти черты, вы увидите, что бы

представляло из себя изменение бытия и что может быть изменено. В каждой

определенной черте есть нечто, что может измениться, и маленькое изменение в

одной черте также означает изменение в другой.

Один из первых и наиболее важных факторов в попытке изменить себя есть

разделение себя. Правильным разделением является разделение между тем, что

является настоящим 'Я' и всем остальным, что мы можем назвать 'Успенский'

или какое бы ни было у вас имя. Если это разделение не сделано, если человек

забывает об этом и продолжает думать о себе обычным способом или если он

продолжает использовать 'Я' и но неправильным образом, то работа

останавливается. Первая линия работы может прогрессировать только на основе

этого разделения. Никакая другая линия не откроется, если забыто это

разделение, но должно быть правильное разделение. Часто случается, что люди

делают неправильное разделение. То, что им нравится в себе, они называют

'Я', и то, что им не нравится или то, что является слабым, не важным -- это

они называют 'Успенский', 'Петров', 'Иванов' или любыми другими именами.

Если они разделяют таким способом, то это совершенно неправильно.

Недостаточно, если вы сегодня сделали правильное разделение и забыли его

завтра. Вы должны сделать правильное разделение и держать его в памяти.

(Был дан фактический пример неправильного разделения. Человек по

фамилии Петров, принадлежащий к группе Успенского, сделал разделение себя на

две части. Одну он описал, как 'поддер-

42

П. Д. Успенский

живающую его живым' и назвал его 'Я', а остальную он назвал Петров.)

Это неправильное разделение просто является ложью, ложью себе, что хуже

чего бы то ни было, потому что в тот момент, когда человек встретится с

малейшей трудностью оно проявит себя внутренним спором и неправильным

пониманием.

'Где кроется источник трудности по разделению себя?' -- спросила Мисс

X.

Источник -- это вы и Мисс X. Мисс Х думает, что она знает лучше, чем

вы. Она думает, что она важна и желает, чтобы вы делали то, что она хочет.

'Одна из трудностей' -- сказал мистер У, -- 'в том, что У знает лучше,

чем 'Я' в определенных ситуациях'.

У ничего не знает.

'Но он думает, что знает' -- сказал мистер У.

Должны ли вы слушаться? Если вы думаете, что он знает больше всех,

просто изучайте его, и это приведет вас к правильному пониманию.