Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

от него польза? Вы можете

себя контролировать только в моменты самовоспоминания. Механический

контроль, который приобретается путем тренировки и обучения, когда человека

учат, как себя вести в определенных обстоятельствах, не является реальным

контролем.

Вопрос: Следует ли нам понимать, что самовоспоминание является

осознанностью?

Успенский: Не только осознанностью. Это также означает определенную

способность действовать неким образом, делать то, что вы хотите. Помните, в

нашем логическом мышлении, в соответствии с логическим знанием мы отделяем

сознание от воли. Но сознание означает волю. В русском языке, например,

'воля' означает также и 'свободу'. Слово 'сознание' означает комбинацию

всего знания, как если бы перед вами сразу было бы все знание. Но сознание

также означает волю, а воля означает свободу.

Вопрос: что значит отказаться от воли?

Успенский: Отказаться от ребячества, беспомощности и лжи.

Вопрос: Включает ли в себя отказ от воли также и отказ от своего

суждения?

Успенский: Это смотря в чем. Что значит отказаться от воли? Как это

можно достичь? Вы перепутали идеи. Во-первых, вы думаете об этом, как об

окончательном действии, будто бы вы откажетесь от воли и не будете иметь

больше никакой воли. Это иллюзия, потому что у нас нет никакой воли, чтобы

от нес отказаться. Наши воли длятся около трех минут. Воя измеряется

временем. Если однажды мы отказались от трех минут воли, завтра вырастут

другие три минуты. Отказ от воли -- это длительный процесс, а не

одномоментное действие. Одиночное действие ничего не значит. Вторя ошибка

состоит в том, что вы помните определенные принципы, для которых вы

отказываетесь от воли., такие, как правила. Например, имеется правило, что

вам не следует говорить об этой системе. Естественное желание состоит в том,

чтобы разговаривать, но если вы останавливаете себя, это означает, что вы

отказались от своей воли, что вы послушны этому правилу. Имеется много

других принципов, для которых вы должны отказаться от своей воли, чтобы

следовать им.

Вопрос: Означает ли отказ от воли не действовать без понимания?

Успенский: Видите, это другая ваша ошибка. Вы думаете, что отказ от

воли означает что-то делать. Это случается очень редко, в большинстве

случаев вам говорят не делать что-то. В этом есть большая разница. Например,

вы хотите кому-то объяснить, что вы о нем

75

Совесть: поиск истины

думаете, а вы хотите кому-то объяснить, что вы о нем думаете, а вы не

должны этого делать, это вопрос тренировки. Воля может быть выращена, если

человек работает над собой и заставляет свою волю слушаться принципов

работы, не могут быть связаны с этим, но чем больше вы входите в работу, тем

больше вещи начинают касаться работы. Но для этого требуется время. Людям,

когда приходит им шанс, говорят делать или не делать что-либо, а они идут

против этого из-за того, что им кажется наилучшими причинами. Поэтому они

упускают свою возможность. Проходит время, и позднее они могут увидеть, что

они сделали, но эту потерю уже ничем не возместить. Это пенальти своеволия.

Что касается идеи об отказе от своей воли -- необходимо повторить, что

человек No1, 2 и 3 не имеют никакой воли, только самоволие и своеволие.

Попробуйте понять, что это значит. Быть своевольным значит, что человек

хочет делать или действительно делает нечто запрещенное просто из-за того,

что это запрещено. И примером самоволия будет ситуация, когда кто-то видит,

как вы пытаетесь сделать что-то, что вы не знаете, как делать, и хочет

помочь, но вы говорите: 'Нет, я сам это сделаю'. Это два типа воли, которые

у нас есть. Они основаны на противопоставлении. Настоящая воля должна

зависеть от сознания, знания и постоянного 'Я'. Такие, как мы есть, мы не

обладаем волей. Все что у нас есть -- самоволие и своеволие. Наша воля есть

результирующее желаний. Желания могут быть хорошо спрятаны. Например,

человек может хотеть критиковать кого-то и называть это искренностью. Но

желание критиковать сможет быть настолько сильным, что ему потребовалось бы

сделать действительное большое усилие, чтобы его остановить, а человек сам

по себе не может делать по-настоящему больших усилий.

Для того чтобы создать волю, человек должен пытаться координировать

каждое свое действие