Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

процесс, подсчеты и рассуждения состоят

только в сравнении различных пластинок друг с другом, прослушивании их друг

с другом и т. п. Мы не можем думать о чем-либо новом, о том, чего нет на

наших 'пластинках'. Мы не можем ни сказать, ни сделать ничего, что не

соответствовало бы чему-нибудь на наших 'пластинках'. Мы не можем придумать

новой мысли, также, как не можем придумать нового животного, нагому что все

наши идеи животных созданы из наших наблюдений существующих животных.

Впечатления на наших 'пластинках' связаны с помощью ассоциаций. Ассоциации

связывают впечатления, полученные одновременно или каким-то образом похожие

друг на друга.

Так как память зависит от сознания, и мы в действительности помним

только моменты, когда у нас были вспышки сознания, то становится ясным,

почему различные одновременные впечатления, соединенные вместе, останутся в

памяти дольше, чем несвязанные впечатления. Во вспышках самосознания или в

состояниях близких к нему все впечатления данного момента связаны и остаются

соединенными в памяти. То же самое применимо к впечатлениям, связанным своим

внутренним сходством. Если мы более сознательны в момент получения

впечатления, мы связываем новое впечатление более определенно со сходными

старыми впечатлениями, и они остаются соединенными в памяти.

С другой стороны, если мы получаем впечатления в состоянии сна, мы

просто их не замечаем и их следы исчезают раньше, чем они могут быть оценены

или ассоциированы.

(На одной из встреч Успенского спросили, формируются ли все отпечатки

на наших 'пластинках' в этой жизни или мы рождены с некоторыми из них. Он

ответил:)

Отпечатки в инстинктивном центре рождены с нами, они уже здесь, как и

очень немногое в эмоциональном центре. Все остальное приходит в этой жизни,

в двигательном и интеллектуальном центрах всему нужно учиться.

17

Совесть: поиск истины

Для того, чтобы более ясно понять то, о чем я собираюсь говорить, вы

должны пытаться помнить, что у нас нет никакого контроля над нашим

сознанием.

Когда я говорил, что мы можем стать более сознательными, или,

что человека можно сделать сознательным на мгновенье с помощью вопроса

сознателен он или нет, я использовал слова 'сознательный' и 'сознательность'

в относительном смысле. Имеется много степеней сознания и каждая более

высокая степень означает больше сознательности по отношению к низшей

степени. Но, хотя мы не имеем никакого контроля над самим сознанием, у нас

есть определенный контроль над нашими мыслями о сознают, и мы можем

построить наше мышление таким образом, чтобы привлечь сознание. Я имею в

виду, что придавая нашим мыслям направление, которое они имели бы в момент

сознательности, мы можем таким образом стимулировать сознание.

Сейчас попробуйте сформулировать, что вы заметили, когда

пробовали наблюдать себя. Вы должны были заметить три вещи. Во-первых,

что вы не помните себя, то есть вы не осознаете себя в то время, когда

пытаемся наблюдать себя. Во-вторых, что наблюдение делается трудным из-за

непрестанного потока мыслей, образов, отзвуков разговора, фрагментов эмоций,

проносящихся через ум и очень отвлекающих ваше внимание от наблюдения. И

в-третьих, как только вы начинаете самонаблюдение, что-то в вас начинает

воображение, и самонаблюдение -- если вы его действительно пробовали --

является постоянной борьбой с воображением.

Сейчас это главный пункт работы над собой. Если человек осознает, что

все трудности в работе зависят от того факта, что он не может помнить себя,

он уже знает, что ему делать. Человек должен пытаться помнить себя.

Для того, чтобы это делать, он должен бороться с механическими мыслями,

и он должен бороться с воображением. Если человек делает настойчиво и

добросовестно, он увидит результаты через сравнительно короткий период

времени. Но не следует думать, что это просто или что можно овладеть

немедленно этой практикой. Само-воспоминанис, является очень трудной вещью

для обучения на практике. Оно не должно основываться на ожидании

результатов, иначе человек теряется в размышлениях о своих собственных

усилиях. Оно должно основываться на осознании факта, что мы не помним себя и

что в то же самое время мы можем помнить себя, если мы пытаемся это делать

достаточно интенсивно и правильным образом.