Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

центры зависят один

от другого. Предположим, мы решили контролировать один центр, а другие

центры тем временем работают сами по себе, тогда они немедленно испортят

центр, который мы хотим контролировать и приведут его снова к механическим

реакциям.

Вопрос: Как человек может приобрести этот вид воли?

Успенский: Это было объяснено по отношению к упражнению 'стоп'. Те, кто

слышал лекцию об упражнении 'стоп', могут вспомнить его. Контроль более чем

одного центра -- это основа упражнения 'стоп'. Это можно сделать только если

вы поместите себя под какую-то другую волю, потому[7] что ваша

собственная воля недостаточна. Иногда необходимо контролировать четыре

центра, а максимум энергии вашей воли может контролировать только один

центр. Поэтому необходима другая воля. Вот почему[7] нужна

школьная дисциплина и школьные упражнения.

Вопрос: Как мы можем работать против самоволия? Можем ли мы, такие как

мы есть, распознавать моменты, когда у нас есть настоящая воля?

Успенский: Не настоящая воля, мы можем обладать ею. Все, что V нас есть

-- это самоволие и своеволие, или маленькие воли, которые меняются все

время. Настоящая воля очень далеко, она основана на постоянном 'Я', сознании

и индивидуальности. У нас этого нет. О том, как мы можем работать против

самоволия -- вы можете

73

Совесть: поиск истины

изучать систему. В системе есть определение требования, вещи, которые

вы должны или не должны делать. Например, вы не должны говорить, потому что,

если вы говорите, то вы говорите ложь. Вы не можете говорить о системе до

того, как вы узнаете и поймете ее. Таким образом, с самого начала вы

встречаетесь с идеями работы, противостоящими самоволию. Если вы забываете о

работе, вы не работаете против самоволия. Единственный способ борьбы с

самоволием -- помнить работу. Может быть, в один момент работа вообще не

входит, но в другой момент входит, и в этот момент можно понять, что

означает отказаться от самоволия. Спросите себя: 'Правильно это или нет с

точки зрения работы?' Это -- работа с самоволием. Сначала необходимо понять,

что есть воля. У нас нет никакой воли, у нас есть самоволие и своеволие.

Самоволие -- это самозащита. Своеволие направлено против чего-то, против

правил и т. п. Оба включают вид оппозиции к чему-либо, и в этой форме они и

существуют. У человека нет никакой изначальной воли, которая может

существовать без оппозиции, и которая является постоянной. Вот почему ее

необходимо подчинить. Это подчинение тренирует ее таким образом, что в

последствии она может следовать определенной цели. Когда она становится

достаточно сильной, нет больше необходимости ее ограничивать. Поэтому волю

нельзя оставить такой, как она есть. Сейчас она бежит во всех направлениях.

Ее следует тренировать, и для того, чтобы тренировать, волю, человек должен

делать множество неприятных вещей.

В обычном человеке воля движется зигзагами, или идет по кругу. Воля

показывает направление усилий. Усилия -- это наши деньги. Мы должны платить

усилием. В соответствии с силой и временем усилия -- в смысле, правильное ли

это время для усилия или нет, -- мы получаем результат. Усилие нуждается в

знании момента, когда полезно усилие. Усилия, которые мы можем сделать,

являются усилиями по самонаблюдению и самовоспоминанию. Когда люди слышат об

усилиях, они думают об усилии 'делания'. Это было потерянным и неправильным

усилием, но усилия по самонаблюдению и самовоспоминанию являются правильными

усилиями, потому что они могут дать правильные результаты.

Вопрос: Почему вы говорили, что вы должны пытаться помнить себя тогда,

когда это наиболее трудно?

Успенский: Вы знаете, что не должны делать что-то. Одна часть вас хочет

это делать, тогда вспомните себя и остановите ее. Самовоспоминание имеет в

себе элемент воли. Если бы это было просто мечтанием: 'Я есть, я есть, я

есть', то это было бы ничто. Вы должны уделить определенное время просто на

изучение того, что означает воспоминание, и что оно не означает и какие

результаты это дает. Тогда вы сможете изобрести многие различные способы

помнить себя.

74

П. Д. Успенский

Но, в действительности, самовоспоминание не является интеллектуальным

или абстрактным, это моменты воли. Это не мысль, это действие. Оно означает

иметь усиленный контроль, иначе какая бы ни была