Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

что труднее. И потом, учитель скажет вам

что нужно делать. Я могу вам сказать только одно, учитесь думать по новому.

Пока вы не выучитесь думать по новому, вам все время будет казаться, что

чего-то самого главного не хватает в том, что я говорю. -- Я хотел бы только

видеть факты, - сказал Лесли. -- Когда я увижу их, я буду спокоен

относительно остального и буду делать все, что мне скажут. Но вы понимаете

меня, моя интеллектуальная совесть не позволяет мне принять на веру

существование объективных фактов, которых я не видел. Для того, чтобы

признать их как факты, я должен видеть их. И опять старик-индус улыбнулся.

-- Если вы пойдете путем йоги, -- сказал он, -- в вашей душе начнется целый

ряд изменений. Эти изменения прежде всего будут заключаться в том, что вы

начнете находить одну за другой новые и новые ценности. И при появлении этих

новых ценностей начнут бледнеть и исчезать старые ценности. И тогда, может

быть, вам покажется совсем неважным то, что вы сейчас считаете самым важным.

Это нельзя передать словами, можно только почувствовать. Кто переживал такие

внутренние перевороты, тот поймет меня. Да, наконец, мы все переживаем это,

когда из детей делаемся взрослыми. Детям кажутся невероятно важными их

игрушки, игры, школьные занятия, мнения учителей. Но посмотрите, каким

ничтожным кажется все это юноше, когда его душой овладевает женщина. Тогда

он бежит от своих товарищей, и их разговоры кажутся ему смешными. В душе

йога также расцветает новая любовь, и все ценности жизни кажутся ему тогда

детскими игрушками. Так и те факты, которые вы ищете. Может быть, они вам

самому покажутся не такими важными. -- Да, может быть, -- сказал Лесли. --

Но зачем тогда постоянно говорят об этих фактах и зачем на них ссылаются и

на них все строят. Нельзя ссылаться на недоказанные факты. -- Говорит тот,

кто не понимает, -- сказал индус. -- Кто понимает, тот говорит о другом, о

внутреннем, а не о внешнем. Вначале вы поставили вопрос совершенно верно.

Нужно уничтожить противоречие между жизнью идей и реальной ежедневной

жизнью. Для этого нужно, чтобы вы знали себя. Каждый момент знали, что и для

чего вы делаете. Только тогда вы будете владеть вещами, а не вещи будут

владеть вами. Обыкновенно ваши желания заставляют вас исполнять их прежде,

чем вы подумаете, нужно это для ваших высших целей или нет. Попробуйте жить

так, чтобы следить за собой и не делать ничего, что не служило бы высшим

целям -- или, иначе говоря, учитесь делать все так, чтобы все, что вы ни

делаете, служило высшим целям. Это возможно. Если что-нибудь особенно

трудно, смотрите на это, как на упражнение. Помните, что все, что трудно, вы

делаете для подчинения себя духу. И тогда все будет легко, и все получит

смысл. Но, что бы вы ни делали, необ-

183

Совесть: поиск истины

ходимо перед каждой мыслью, перед каждым словом, перед каждым

действием, спрашивать себя: -- зачем вы это делаете? и нужно ли это? И

тогда, незаметно для вас самого, целый ряд ваших действий и поступков

перестанет быть ненужным и превратится в служение высшим целям. И внутренняя

противоречивость вашей жизни начнет исчезать и заменятся, гармонией. Потом

учитесь давать себе отдыхать; это, может быть, самое важное. Учитесь не

думать. Научитесь подчинять себе свои мысли, спрашивайте себя чаще: нужно ли

думать то, что вы думаете, может быть, лучше думать о другом, и еще лучше не

думать совсем? Это -- самое трудное, но это необходимо. Научитесь думать или

не думать по желанию. Умейте останавливать мысли. Умейте создавать в себе

внутреннюю тишину. И придет момент, когда вы услышите голос тишины. Это --

первая и самая важная йога. Когда это придет, когда вы начнете слышать голос

тишины и молчания, тогда у вас могут начать появляться новые силы и

способности, те, о которых вы говорите, сначала смутные и неясные, но

которые потом стануг такими же точными и подчиненными вам, как зрение, слух,

осязание. Но нужно все принимать спокойно. Не нужно спешить. Не нужно

чересчур сильно направлять внутрь себя свет внимания. Внимание может

помешать росту новых способностей. Затем нужно учиться видеть каждую вещь в

целом. Вы понимайте, что это значит? Вы всегда видите только части, -- или

одно начало без продолжения и без конца, или середину, или конец. Старайтесь

видеть всегда все в целом, для