Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

сможет найти нечто -- главную черту момента. Это воображаемая

личность, это главная черта для каждого.

'Может ли человек изменить свою главную черту?' -- спросил кто-то еще.

Во-первых, необходимо знать ее. Если вы ее знаете, то многое будет

зависеть от качества вашего зрения. Если вы знаете се хорошо, тогда се

возможно изменить.

'Как я могу атаковать негативную эмоцию, когда за ней находится очень

старое и привычное отношение, возможно черта?'

Начните с черты. Найдите черту, говорите о ней и т. п. Необходимо

думать о ложной личности и в некоторых случаях вы можете ясно видеть главную

черту, входящую во все, подобно оси, вокруг которой все вращается. Ее можно

увидеть, но человек скажет: 'Абсурд,

51

Совесть: поиск истины

что угодно, но только не это!' Или иногда она настолько очевидна, что

невозможно ее отрицать, но с помощью буферов человек может снова о ней

забыть. Я знал людей, которые несколько раз давали имена своей главной черте

и помнили ее некоторое время. Затем я встречал их снова, и оказывалось, что

они уже се позабыли. Причем, когда они помнили, у них были одни лица, а

когда они забывали -- у них были другие лица, и они начинали говорить, как

будто бы раньше об этом никогда и речи не было. Вы подойти ближе к себе.

когда вы сами это почувствуете, вы будете знать, но если вам только говорят

- вы всегда можете забыть.

'Могу ли я найти ключ к ложной личности, думая о событиях прошлого?'

Иногда можете. Или в прошлом, или в ваших друзьях. Но вы должны понять,

что не только ваши друзья, но и вы имеете ложную личность.

'Можем ли мы видеть ложную личность без помощи извне?' Теоретически нет

ничего против этого, только я никогда не встречался с этим и никто другой,

кого я знаю, не знает таких случаев. Даже с помощью люди обычно не готовы

видеть ее. Это подобно тому, как если бы вы показали человеку его отражение

в реальном, настоящем зеркале, он бы сказал: 'Это не я. Это не настоящее

зеркало, оно искусственное. Это не мое отражение.' Но если человек

подготовлен, иногда возможно распознать в себе черту слабости. Если человек

знает эту черту, если он начинает держать ее в уме, помнить о ней, тогда

могут быть определенные моменты, когда он свободен от этой черты, когда сто

действие не предопределяется этой слабостью.

Иногда наши черты и слабости принимают простые формы подобно лени, но в

других случаях их формы так хорошо замаскированы, что нет никаких обычных

слов для того, чтобы их описать, и они могут быть описаны только лишь

определенным видом диаграмм или рисунков.

Лень для некоторых людей занимает три четверти их жизни или больше

того. Иногда лень очень важна, иногда она является главной чертой ложной

личности. Очень часто это главная черта, и все остальное зависит от лени и

служит лени. Но помните, что имеются различные виды лени. Необходимо найти

их пугем наблюдения себя и наблюдения других людей. Например, есть очень

занятые люди, которые всегда что-то делают и тем не менее их умы могут быть

ленивыми. Это не только желание сидеть и ничего не делать.

(На одной из встреч кто-то спросил Успенского, может ли человек

что-нибудь сделать сам или это должно быть сделано с помощью других.

Успенский сказал, что когда он говорит людям, что следует сделать, они

немедленно начинают спорить и не только спорить

52

П. Д. Успенский

-- они становятся негативными. Он сказал, что это является настоящей

причиной того, что помощь не может быть дана, и почему необходимо создавать

правила и определенные требования. Если бы все, что нужно было бы сделать,

заключалось в том, чтобы показать людям, -- это было бы просто, но не всегда

просто объяснить главную черту ложной личности.) Иногда она ясно видна, в

другое время она более спрятана и трудно обозрима, и тогда только возможно

думать о ложной личности вообще... но не было ни единого случая, когда бы

люди не начинали ожесточенно спорить, если я показывал им главную черту. (Во

время другой встречи кто-то сказал, что он случайно был способен наблюдать

себя во время учитывания и отождествления. Он спросил, может ли он этим

способом узнать свою ложную личность и ослабить ее, наблюдая за ней.

Успенский ответил, что это единственный способ и он является очень хорошим

до тех пор, пока человек не устает питаться