Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 1)

с идеями работы, в каждом действии он должен спрашивать

себя: 'Как это будет выглядеть с точки зрения работы? Является ли это

полезным или вредным для меня или для работы?' Если он не знает, он может

спросить. Если человек долго был в работе, нет практически ни одного

действия, которое не касалось бы работы, нет независимых действий. Таким

образом, человек не свободен в том смысле, что он не может действовать

глупо, без разбора. Человек должен думать перед тем, как действовать. Если

он не уверен он может спросить. Это единственный метод, с помощью которого

может быть создана воля, и для этого метода необходима школьная организация.

Без школы человек ничего не может сделать.

Вопрос: Говоря о воле, вы сказали, что сначала это будет воля других

людей, а затем наша собственная воля. Как мы попадем под волю других людей?

Успенский: Когда вы вступаете в контакт со второй и третьей

76

П. Д. Успенский

линией работы, вы неизбежно вступаете в контакт с волей других людей.

Вопрос: Не является ли остановка негативных эмоций почти тем же самым,

что и отказ от своеволия?

Успенский: Почему вы хотите перевести одно в другое? Своеволие может

иметь много форм без определенной связи с негативными эмоциями.

Вопрос: Мне кажется, если отказываетесь от своеволия, вы получаете то,

что желаете, а если отказываетесь от желания, вы получаете желаемый

результат.

Успенский: Это не самоволие. Самоволие не включает в себя все, что вы

хотите. Когда вы голодны и хотите есть -- это не самоволие. Самоволие

означает предпочтение действовать самому, в нашем случае -- не принимать в

расчет работу и ее принципы. Мы говорим о принципах работы и самоволии. Мы

можем делать что-либо нашим собственным способом или можем не делать. Если

моим самоволием является, например, ручаться, и я отказываюсь от этого,

потому что это против принципов работы, где же тогда желаемый результат, о

котором вы говорите?

Как я перед этим говорил, самоволие всегда связано с самомнением,

человек всегда думает, что он что-то знает. Затем он приходит в

школ}[7] и осознает, что ничего не знает. Вот почему для школы

необходима подготовка. Обычно человек полон самомнении и самоволия.

Самоволие подобно ребенку, говорящему: 'Я сам это знаю. Я сам это сделаю.'

Самоволие имеет много черт. Человеку говорят не делать что-то, и сразу же он

хочет это делать, человеку говорят, что нечто -- неправильно, а он сразу же

говорит: 'Нет, я лучше знаю.' Человек, который приходит в школу, должен быть

готов принять учение и дисциплину школы, он должен быть готов принять это

или, иначе, он ничего не получит. Он не может приобрести волю до тех пор,

пока он не откажется от своеволия, точно так же, как он не сможет приобрести

знание до тех пор, пока он не откажется от самомнения.

Вопрос: Должен ли человек сам сломать своеволие, или оно должно быть

сломлено?

Успенский: Человек сам должен это сделать, и ему нужно сделать это

достаточно решительно, для того чтобы быть в школе. Человек должен бьггь

достаточно свободным от него, чтобы принимать вещи без борьбы. Он не может

придерживаться всех старых взглядов и мнений и приобретать новые. Он должен

быть достаточно свободным для того, чтобы отказаться от старого, по крайней

мере, на время. Человек должен понимать необходимость дисциплины. Воля не

может быть создана до тех пор, пока человек не примет определенную

дисциплину.

Успенский: Предположит, кто-то другой сделал человека со-

77

Совесть: поиск истины

знательным, тогда он станет инструментом в руках другого. Необходимы

его собственные усилия, потому что иначе, даже если человека сделали

сознательным, он не будет способен использовать свое сознание. Это находится

в самой природе вещей -- сознание и воля не могут быть даны. Человек все

должен покупать, ничто не дается бесплатно. Труднее всего научиться платить.

Чем больше человек готов заплатить, тем больше он получает. Ничто не может

быть дано. Тоже самое применимо к состраданию. Если у человека что-то есть,

и он хочет отдать это -- он не может. Природа вещи, которую человек хочет

отдать, такова, что люди должны платить за нес. Человек не может заставить

их взять ее, они должны очень сильно се хотеть и должны быть готовы за нес

заплатить. Нет никакого другого пути. Только