Риан Айслер

Чаша и клинок

знания уничтожались так тщательно (включая массовое

сожжение книг), что этот процесс распространился и за пределы Европы, куда

только достигали влияние и власть христианства.

Так, в 391 году по указу Феодосия I теперь уже полностью

андрократизированные христиане сожгли знаменитую александрийскую библиотеку,

одно из последних вместилищ древней мудрости и знаний. При содействии

позднее канонизированного Кирилла (патриарха Александрии) христианские

монахи растерзали Гипатию - замечательного математика, астронома и философа

александрийской школы неоплатоников. Ибо эта женщина, признанная теперь

одним из величайших ученых, была для Кирилла лишь недостойной, которая

осмелилась преподавать мужчинам.

В официальные священные писания включены догмы павлинизма или, как

сейчас выясняется, псевдопавлинизма, трактующие женщин и все, что связано с

ними, как нечто низшее, но столь опасное, что требует постоянного надзора.

Были, однако, и немногие исключения: Климент Александрийский все еще

характеризует Бога как соединение мужского и женского начал и пишет, что имя

'человечество' - общее для мужчин и женщин. Однако в основном предложенная

Иисусом модель человеческих отношений, в которой мужчина и женщина, богатый

и бедный, иноверец и иудей суть одно и то же, была искоренена из идеологии и

практики ортодоксальной христианской Церкви.

Мужчины, стоявшие у власти новой ортодоксальной Церкви, могли во время

обрядов поднимать древнюю Чашу, ставшую теперь чашей Святого Причастия с

символической кровью Христа. Однако фактически снова господствовал Клинок.

От огня и меча Церкви в союзе с правящим классом пали не только 'язычники' -

митраисты, иудеи или посвященные в древние таинства Элевсина и Дельф, но и

все христиане, не желавшие принимать их правила. Они все еще заявляли, что

их цель - распространение учения Иисуса о любви. Однако их крестовые походы,

их охота за ведьмами, инквизиция, костры для книг и костры для людей несли

не любовь, но старые андрократические репрессии, разрушения и смерть.

Итак, по иронии истории, революция ненасилия, начатая Иисусом, за

которую Он умер на кресте, закончилась установлением порядка, опирающегося

на силу и страх. Как отмечали историки Уилл и Ариэль Дюраны, исказив и

извратив учение Христа, средневековое христианство оказалось моральным

регрессом. Перестав быть угрозой андрократической системе, христианство

стало тем, чем становились почти все религии, создававшиеся во имя

просвещения и свободы, - могущественным орудием укрепления этой системы.

Несмотря на это, борьба гилании против андрократии отнюдь не

закончилась. В определенные периоды на протяжении мрачных столетий

андрократического христианства вновь и вновь возникала потребность повернуть

наше культурное развитие в сторону гилании. Как мы увидим далее, эта борьба

была главной невидимой силой, формировавшей западную историю, и ныне она

опять обретает ведущую роль.


********************************


..............................................


********************************


Глава 13


ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОРЫВ К БУДУЩЕМУ ПАРТНЕРСТВУ


..............................................


Трансформация


Движение к новому миру психологического и социального возрождения

повлечет за собой изменения, которые мы пока не можем ни предвидеть, ни

предсказать. В самом деле, после стольких несбывшихся надежд любые

позитивные прогнозы на будущее вызывают скептицизм. Однако мы знаем, что

изменения в структуре вызывают изменения в функциях, и по мере перехода от

господства к партнерству постепенно будут преобразовываться наше старое

мышление, чувства и поведение.

На протяжении тысячелетий письменной истории человеческий дух был

скован цепями андрократии. Однако нельзя было остановить стремление к

истине, красоте и справедливости. Сбросив цепи, освободив свои сердца, разум

и руки, мы освободим и