Риан Айслер

Чаша и клинок

и вместе с

тем оправдывали насаждение мужского господства.

Другим распространенным средством было снижение роли Богини до

подчиненного положения супруги более могущественного мужского бога. Еще

одним средством было превращение ее в воинственное божество. Например, в

Ханаане почиталась кровожадная Иштар, наводящая ужас богиня войны. Точно так

же в Анатолии Богиня была превращена в воинственное божество - черта,

которая, как замечает Э.О. Джеймс, отсутствовала в древнейших текстах.

В то же время многие функции, связанные прежде с женскими, божествами,

теперь передавались богам. Например, как указывает антрополог Руби

Рорлих-Ливитт, 'когда покровитель писцов из богини превратился в бога, в

храмах и дворцах стали нанимать только писцов-мужчин, и история стала

писаться с андроцентрической точки зрения'.

Но хотя Ханаан, как и Месопотамия, уже двигались к обществу господства,

не вызывает сомнения, что вторжение еврейских племен не только ускорило, но

и усугубило этот процесс социальной и идеологической трансформации. Ибо

Богиня как божественная сила полностью отсутствует только в Библии.


Отсутствие Богини


Полное отрицание того, что женщина причастна к божественным силам,

удивительно при том, что иудаистская мифология во многом заимствована из

древнейших месопотамских и ханаанских мифов. Это тем более удивительно в

свете археологических свидетельств, доказывающих, что спустя долгое время

после иудейского нашествия народ Ханаана, включая и иудеев, еще продолжал

поклоняться Богине.

Как пишет исследователь Библии Рафаэль Патэ в своей книге 'Иудейская

Богиня', археологические находки 'не оставляют сомнений в том, что вплоть до

самого заката иудейской монархии поклонение ханаанским, богам было составной

частью религии иудеев'. Более того, 'культ Богини играл намного более важную

роль в этой религии, чем культ богов'. Например, при раскопках холма

Телль-Бейт-Мирсим (библейский город Давир к юго-западу от современного

Хеврона) наиболее часто встречающимися предметами культа в поздних слоях

Бронзового века (XXI-XIII вв. до н. э.) были так называемые фигурки или

бляхи Астарты. И даже в 1300-1200 годах до н. э., когда город был заново

отстроен после его разрушения во время иудейского нашествия, как замечает

Патэ, 'археологические свидетельства не оставляют сомнений в том, что эти

фигурки были очень популярны среди иудеев'.

Существуют, конечно, отголоски этого и в самой Библии. Пророки Ездра,

Осия, Неемия и Иеремия постоянно бичуют 'мерзкое' поклонение другим богам.

Особенно негодуют они на тех, кто все еще чтит 'Царицу неба'. А самый

сильный свой гнев они обрушивают на 'нечестие жен' иудейских, которые, по

понятным причинам 'скатывались' к тем верованиям, которые не предоставляли

мужчинам монополии на всю земную и духовную власть. Но кроме этих редких и

всегда уничижительных пассажей нигде больше нет и намека на то, что когда-то

существовало - или могло существовать - немужское божество.

Будь то бог грома, гор или войны, а позднее - более цивилизованный Бог

пророков, Бог всегда один: 'ревнивый' и непостижимый Иегова, который в более

поздней христианской мифологии посылает своего единственного божественного

Сына Иисуса Христа на смерть во искупление 'грехов' всех своих человеческих

детей. И хотя древнееврейское слово Элохим имело и мужской, и женский корни

(этим попутно объясняется, как в первом варианте истории творения в книге

Бытия и мужчина, и женщина могли быть сотворены по образу Элохима), - все

остальные обращения к божеству, такие, как Царь, Господь или Пастырь,

являются специфически мужскими.

Если мы отнесемся к Библии, как к социально нормативной литературе, то

отсутствие Богини явится единственным важным указанием на то, какой

общественный порядок стремились утвердить и удержать те мужчины, что в

течение многих веков писали и переписывали этот религиозный документ. Ибо

отсутствие Богини в официально одобренном Священном Писании символизировало