Риан Айслер

Чаша и клинок

аргументом в пользу историчности Христа являются его

феминистские и гиланические мысли и поступки. Ибо, как мы видели, системе

нужны были новые боги и герои, которые бы утверждали, а не отрицали

андрократические ценности.

Таким образом, непонятно, зачем стали бы придумывать персонаж, который

бы, как читаем в Евангелии от Иоанна (4:7-27), нарушал андрократические

обычаи своего времени, открыто разговаривая с женщинами. Персонаж, чьи

ученики дивились тому, что он говорит с женщиной, да еще так долго. Который

восстал против традиционного обычая забивать камнями до смерти женщину,

виновную, по мнению ее повелителей-мужчин, в связи с мужчиной, который не

был ее хозяином.

Иисус включает женщин в число своих слушателей (Лк. 10:38-42) и даже

призывает их активно участвовать в общественной жизни. Он ставит активную

Марию в пример ее сестре - домоседке Марте. А во всех Евангелиях мы читаем о

Марии Магдалине и о том, как Иисус к ней - к проститутке - относился с

уважением и нежностью.

Еще удивительнее, что именно к Марии первой является воскресший

Христос. Именно Мария Магдалина сторожит его могилу, рыдая в склепе. Именно

ей является Иисус в видении, прежде чем своим двенадцати апостолам. И именно

Марии Магдалине Иисус велит рассказать остальным о своем скором пришествии.

Неудивительно поэтому, что в свое время учение Христа обладало - как

обладает и по сей день - большой притягательностью для женщин. Хотя историки

христианства об этом редко упоминают, но даже в Новом Завете мы обнаруживаем

женщин - христианских подвижниц. Например, ученица Христа Тавифа, что значит

'серна' (Деян. 9 : 36), никогда не включавшаяся в хорошо известную

традиционную дюжину апостолов. Апостол Павел почтительно приветствует Юнию,

апостола-женщину, прежде него присоединившуюся к Христу. 'Приветствуйте

Мариам, которая много трудилась для нас, - читаем мы в Послании к

Римлянам (16:6-7).- Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и

узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще

уверовавших во Христа'.

Некоторые ученые считают, что новозаветное Послание к евреям вполне

могло быть написано женщиной по имени Прискилла, женой Акилы. Она называется

в Новом Завете 'сотрудницей' Павла, и ее имя обычно ставится впереди имени

ее мужа. И, как указывает историк-теолог Констанс Парви, в Деяниях Апостолов

(2 :17) однозначно признается, что и женщины могут быть пророками. '...Излию

от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери

ваши...'

Итак, несмотря на сильный социальный гнет, женщины играли ведущие роли

в первых христианских общинах. И, как указывает теолог Элизабет Шусслер

Фьоренза, это подтверждается и многочисленными упоминаниями о встречах

первых христиан, происходивших в домах женщин. Например, в Первом Послании к

Коринфянам (1 : 11) читаем о церкви в доме Хлои. В Деяниях (16:14, 15, 40)

упоминается торговка Лидия, помогавшая утверждать церковь в Филиппинах.

Мария Магдалина... Ее презирают как проститутку, женщину, нарушившую

основной закон андрократии. требовавшей от нее быть сексуальной

собственностью своего мужа или хозяина. Однако она явно играет важную роль в

раннехристианском движении. Как мы видим, существуют убедительные

свидетельства, что Мария Магдалина возглавила христианское движение после

смерти Христа. В некоем запрещенном документе изображается, как она

сопротивлялась насаждению в некоторых сектах иерархического порядка, с

которым боролся Христос; подобный документ едва ли мог быть включен в Новый

Завет, который составляли главы этих сект.

Андрократическое мышление не в состоянии смириться с тем, что Христос

был вовлечен в гиланическую контрреволюцию. Перефразируя пословицу, легче

верблюду пролезть через игольное ушко, чем фундаменталисту усвоить такое

представление. Чего ради Иисус стал заботиться о том, чтобы поднять роль

женщин, 'женских' ценностей? Христос должен был бы заниматься важными

Делами,