Риан Айслер

Чаша и клинок

перемена говорит нам о

нашем прошлом - и нашем будущем?


******************************


Глава 4


МРАЧНЫЙ ПОРЯДОК ИЗ ХАОСА: ОТ ЧАШИ К КЛИНКУ


Мы измеряем время, которое нас учили называть человеческой историей, в

веках. А более ранние этапы совсем другой истории - в тысячелетиях. Палеолит

относится к периоду более 30000 лет назад. Сельскохозяйственная революция

века неолита произошла более 10000 лет назад. Чатал-Хююк основан 8500 лет

назад. А критская цивилизация пала лишь 3200 лет назад.

На протяжении промежутка времени, во много раз более длинного, чем та

история, которую мы исчисляем в своих календарях от рождества Христова, в

большинстве европейских и ближневосточных обществ главное значение

принадлежало технологиям- они поддерживали или повышали уровень жизни. За

тысячи лет неолита большие успехи были сделаны в производстве пищи благодаря

развитию сельского хозяйства, охоты, рыболовства и приручению животных.

Совершенствовалась конструкция жилищ, стали изготовляться ковры, мебель и

другие предметы домашнего обихода и даже (как в Чатал-Хююке) начало

формироваться городское устройство. Благодаря изобретению ткачества и шитья

одежду перестали делать из шкур и кожи. И по мере того как складывались

материальные и духовные основы развитых цивилизаций, процветало также и

искусство.

Очевидно, как правило, родство велось по материнской линии. Пожилые

женщины или предводительницы кланов управляли производством и распределением

плодов земли, которые, вероятно, принадлежали всем членам коллектива. Наряду

с общественной собственностью на основные средства производства и понимания

общественной власти как ответственности и попечения об общем благе, это был

в основном кооперативный общественный строй. Женщины и мужчины - а иногда,

как в Чатал-Хююке, люди разных рас - работали сообща на общее благо.

Большая физическая сила мужчин не служила здесь почвой для социального

угнетения, воинственности или сосредоточения частной собственности в их

более сильных руках. Не создавала она и почвы для превосходства мужчин над

женщинами или 'мужских' ценностей над 'женскими'. Напротив, преобладающая

идеология была гиноцентрической, или, другими словами, имела в центре

женщину, божество, наделенное женским обликом.

Превыше всего, как мы видим, ценились здесь созидательные силы природы,

символом которых была Чаша, или источник жизни. В то же время, обязанностью

жриц и жрецов было не служить грубой мужской элите и не благословлять ее

деяния, а заботиться о благе всех членов коллектива, подобно тому, как

предводители клана распоряжались совместно владеемыми и обрабатываемыми

землями.

Но затем произошли большие перемены - настолько большие, что ни одно

известное нам событие истории культурного развития не может сравниться с

ними.


Вторжения с периферии


Сначала все было похоже на легендарное библейское облако 'не более

ладони' -действия незначительных на первый взгляд кочевых групп, скитающихся

по 'периферии' в поисках пастбищ. Более тысячелетия они обитали на

малопригодных, холодных территориях на краю земли, в то время как первые

земледельческие цивилизации распространялись по берегам водоемов на

плодородных землях. Этим счастливцам, наслаждавшимся ранним расцветом

эволюции, мир и благополучие наверняка казались единственно возможной формой

существования, а кочевники - не более чем периферийным новшеством.

Мы можем только предполагать, как и на протяжении какого времени

увеличивались эти кочевники в числе и в грубой силе. Но к пятому тысячелетию

до н. э. или около семи тысяч лет назад, мы начинаем находить свидетельства

того, что Меллаарт называет схемой крушения древних культур неолита на

Ближнем Востоке. Археологические останки ясно указывают на напряженность,

возникшую к этому времени на многих территориях. Существуют свидетельства

вторжений, природных катастроф, повлекших за собой обширные разрушения. Во

многих