Риан Айслер

Чаша и клинок

как на вазах, так и на стенах

святилищ.

И самыми красноречивыми из этих свидетельств культуры европейского

неолита оказываются скульптуры. Они дают археологу информацию, которую иначе

получить невозможно, например, о фасонах одежды, даже о прическах. Они

рассказывают о мифологических образах религиозных обрядов этого периода. И

эти скульптуры показывают-здесь, как и в пещерах палеолита, а позднее в

Анатолии ив других Ближне- и Средневосточных неолитических поселениях - эти

фигуры и символы занимают центральное место.

Более того: мы имеем удивительные свидетельства, указывающие на

следующую ступень в эстетической и социальной эволюции этих утраченных

древних цивилизаций. Ибо по стилю и тематике многие эти фигурки и символы

поразительно напоминают те, на которые приезжают взглянуть сотни тысяч

туристов, не зная, на что они в действительности смотрят: на цивилизацию

Бронзового века, которая позднее расцвела на легендарном острове Крит.

Но прежде чем мы перейдем к Криту - единственной известной 'высокой'

цивилизации, где культ Богини сохранился и в исторические времена,-

ознакомимся подробнее с тем, что дают археологические находки для понимания

начал западной культурной эволюции, а также сегодняшнего и завтрашнего дня.


******************************


Глава 2


ПОСЛАНИЯ ИЗ ПРОШЛОГО: МИР БОГИНИ


Какими были наши далекие, доисторические предшественники, поклонявшиеся

Богине? Какой была их жизнь в том тысячелетии нашей культурной эволюции,

когда еще не существовало письменной истории? И чему мы можем у них

научиться?

Поскольку они не оставили письменных источников, мы можем лишь подобно

Шерлоку Холмсу, строить догадки о том, как человек палеолита, а затем

неолита думал, чувствовал, жил. Но ведь почти все, что мы знаем об

античности, основано на предположении. Даже те источники, которые

сохранились от древних исторических культур, таких, как Шумер, Вавилон и

Крит, в лучшем случае скудны, фрагментарны и представляют собой в основном

счетные записи товаров и другие деловые бумаги. Написанные позднее, более

детальные сообщения как о доисторических, так и о ранних исторических

временах: греческих, римских, иудейских и христианских - в основном

построены тоже на умозрительных предположениях, ведь археологии еще не

существовало.

Что же получается? Большая часть того, что мы привыкли считать нашей

культурной эволюцией, в действительности была интерпретацией. Более того,

как мы видели в предыдущей главе, эта интерпретация была чаще всего

отражением принятых взглядов. Она содержала заключения, сделанные на основе

разрозненных данных, истолкованных таким образом, чтобы подтвердить

традиционную модель пашей культурной эволюции как линейной прогрессии от

'примитивного человека' к так называемому 'человеку цивилизованному',

которые, при всех различиях, одинаково любили покорять, убивать и править.

В последние десятилетия благодаря работам археологов получена важная

информация о доисторических временах, особенно о неолите, когда наши предки

впервые стали селиться сообществами, обеспечивая себя с помощью земледелия и

животноводства. Взглянув на эти раскопки под новым углом, мы получим

основания для переоценки и реконструкции нашего прошлого.

Один из источников сведений - раскопанные строения и то, что в них

сохранилось: одежда, украшения, еда, мебель, инструменты и другие предметы

быта. Другой источник - захоронения, которые рассказывают нам не только об

отношении людей к смерти - но и об их жизни. Но самый богатый источник,

превосходящий два предыдущих, - конечно, искусство. Разнообразное искусство

неолита, будь то настенная живопись на бытовые или мифологические темы,

статуи божеств, фризы с изображением различных ритуалов или просто роспись

вазы, печати с рисунками или резные украшения, - красноречиво повествует о

том, как жили и умирали эти люди. Оно также рассказывает о том, как