Риан Айслер

Чаша и клинок

и мужчины - это две

половины человечества, и от того, как формируются отношения между ними,

зависит, какую форму примут все прочие человеческие отношения.

От людей, воспитанных в семьях, где нарушения прав человека в интимных

отношениях - обычное дело, где зверства от побоев жены и детей до увечий,

наносимых женским гениталиям, в порядке вещей, вряд ли можно ожидать

уважения прав людей, не являющихся их родственниками. Точно так же и люди,

которые от таких случаев отмахиваются на том основании, что это всего лишь

'домашние проблемы', ие могут всерьез ожидать, что повсеместная защита прав

человека станет чем-то большим, чем простая фраза.

Эти пока что забываемые всеми соображения помогут объяснить, почему на

всем протяжении истории режимы, отличавшиеся попранием прав человека, будь

то Иран Хомейни, Румыния Чаушеску или ранее - Германия Гитлера или Советский

Союз Сталина, так настаивали на том, чтобы женщина вернулась на свое

традиционное (эвфемизм, означающий 'зависимое') место в семье. Ведь в

традициях этих обществ вознесение одной половины человечества над другой,

хорошо согласующееся с представлениями тиранов, что есть люди низшей породы

и что их можно преследовать и с ними можно дурно обращаться только потому,

что они - иные, либо из-за их пола, либо расовых различий, либо этнического

происхождения, либо религии.

Потребность системы господства приучить нас бессознательно мириться с

нарушением прав человека объясняет и то, почему мы находим очернение женщин

как созданий злых, низших, опасных в 'традиционных' источниках, включая

Библию и Коран, где женщину (Еву) обвиняют ни больше ни меньше как в том,

что из-за нее человечество было изгнано из Рая. Она же проливает новый свет

на ужасный (хотя и редко замечаемый) пример эволюции системы господства: как

подобная идеология была использована в Европе в средние века для оправдания

организованной охоты на ведьм, которых затем сжигали на костре. Этот пример

полового геноцида, по некоторым оценкам, по своим масштабам сопоставим с

геноцидом, который предприняли нацисты по отношению к 'низшим' или 'опасным'

расам и народам: полякам, русским, евреям.

Современное движение за права человека выросло из противостояния

древним традициям господства, ставящим одного человека над другим, мужчину

над женщиной, одну нацию над другой, человека над природой. Первая стадия

этого движения, представленная капитализмом, социализмом и пацифизмом,

бросила вызов господству одного мужчины над другим (например, 'божественному

праву' королей и царей править своими 'подданными'). Вторая стадия бросила

вызов господству мужчины над женщиной (примером чего является первое

десятилетие женщин, объявленное ООН, - 1975-1985), господству одной нации

над другой (в формах империализма и колониализма), господству человека над

природой (то есть загрязнению и разграблению воздуха, суши и моря). Теперь

мы стоим на пороге третьей, объединительной стадии, которая обещает нам не

частные реформы или новые кровавые революции, но коренную перестройку

системы в целом.


Порыв к партнерству и сопротивление авторитаризма


Я надеюсь, что книга, рисующая новые перспективы, окажется полезной

всем, кто посвятил себя борьбе за экономически и экологически более здоровое

и гуманитарное общество. Я верю, что содержащиеся в ней сведения о древних

традициях, где партнерство, а не господство все еще было основополагающим

принципом человеческих взаимоотношений, может значительно ускорить процесс

трансформации. Археологи, фольклористы, историки искусства, исследователи

мифов открывают все новые факты, подтверждающие наличие в прошлом образцов

более сбалансированного в гуманистическом и экологическом отношениях

социального порядка.

Я также надеюсь, что эта книга поможет рассеять заблуждение тех, кто

полагает, что рецепт экономического благосостояния заключается в переходе от

социализма к капитализму. В конце концов, социализм возник как реакция на

капитализм. Провал социализма не